«Надо закалять свое сердце»

May 27, 2020 10:00


Как долго читаю «Под сенью девушек в цвету», хотя не знаю, можно ли воспринимать Пруста быстрее. Часто останавливаюсь, раздумывая над изящными описаниями движения мысли в глубинах сознания.

Мне близок главный герой-рассказчик. Так же, как и он, я всю жизнь фантазирую о будущих отношениях с людьми малознакомыми. И еще «пленительное проявление искренности» собеседника он ценит прежде всего, как и я.

Пережив мучительную безответную любовь, 17-летний Марсель ощущает себя, словно излечившийся от тяжелой болезни. И ему очень повезло с родными, что становится понятным из следующего прекрасного эпизода.



«Так я приносил на суд бабушки мои впечатления, ибо степень уважения, какой заслуживал тот или иной человек, уяснялась мной лишь после ее указаний. Каждый вечер я делился с ней накопившимися за день мысленными зарисовками всех этих несуществующих людей, которые не были ею.



Однажды я ей сказал: «Я не мог бы жить без тебя». - «Но ведь нельзя же, - взволнованно ответила она мне. - Надо закалять свое сердце. Иначе что бы сталось с тобой, если бы я уехала! Я, напротив, надеюсь, что ты будешь вести себя вполне благоразумно и будешь счастлив».

- Я бы мог вести себя благоразумно, если б ты уехала на несколько дней, но я бы считал каждый час.

- Но если бы я уехала на несколько месяцев… - сердце у меня сжалось, - на несколько лет… на…

Мы оба замолчали. Мы не смели взглянуть друг на друга. Все же ее тревога мучила меня еще больше, чем моя собственная. И я подошел к окну и отчетливо сказал, отвернувшись:

- Ты знаешь, как я умею привыкать. Первые дни после разлуки с самыми любимыми людьми я чувствую себя несчастным. Но, не переставая любить их по-прежнему, я привыкаю, жизнь моя становится спокойной, тихой; я бы мог вынести разлуку с ними несколько месяцев, несколько лет…

Мне пришлось замолчать и стать уже совсем лицом к окну. Бабушка на минуту вышла из комнаты, но на другой день я начал разговор о философии тоном самым равнодушным, однако так, чтобы бабушка обратила внимание на смысл моих слов; я сказал, что любопытная вещь - крах материализма, по-видимому, наступивший после новейших научных открытий, и что все-таки самое вероятное - это бессмертие душ и их грядущее соединение».

Литература, Зарубежная литература, Франция

Previous post Next post
Up