Великое искусство обуздывать свои чувства

Dec 12, 2019 10:00


Диалектический материализм философа-просветителя Дени Дидро мне не близок, но его роман «Монахиня», написанный в 1760 году, прочла с большим интересом. Из названия понятно, что автор изображает судьбу необычной женщины.

Произведение построено в форме писем монахини маркизу де Круамар, где главная героиня изливает свои невзгоды, просит его покровительства и помощи. Линия повествования сохраняется так четко, будто рассказано было в один день. Похоже и на своеобразный дневник-исповедь.

Сюзанна Симонен из семьи достаточно обеспеченного адвоката. Родители внезапно объявляют 16-летней девушке, что отправляют ее в монастырь. Фактически, бедняжка несчастна изначально, по причние своего появления на свет. «Дома мне жилось так плохо, что это событие ничуть меня не огорчило, и я отправилась в монастырь св. Марии - мой первый монастырь с большой охотой».



Позже она с упреком бросает им свое согласие: «Если непременно нужно, чтобы я была несчастна, то не все ли равно, где это будет?» Вся книга - как натянутая струна, напряженный внутренний монолог героини читается с тревогой и сочувствием.



Сюзанна - натура страстная. С одной стороны, она постоянно подчеркивает свой ум и красоту, жалеет себя, погребенную заживо в монастыре. С другой - целомудренная и бесхитростная. Удивительно сочетание - наряду с неприятием всего ей насильно навязанного, она никого не обвиняет, не осуждает.

Ее монашеский постриг совершается во втором монастыре в Лоншане. Что же она встречает в монастырях вообще? Все существующие в мире пороки, плюс фанатизм, ненависть, ложь, и лицемерие.

«Нам плохо лишь там, где Бог не хочет нас, а Бог не хочет, чтобы я была здесь», - твердит Сюзанна самой себе на протяжении многих лет и от этого ей только хуже. Нет, она подчиняется монастырским порядкам. Парадоксально, она стала монахиней против воли, но исполняла монашеские обязанности лучше всех.

В книге есть противоречивые философские выражения. Например: «Мне казалось несколько странным, что одна и та же вещь исходит и от Бога и от дьявола, смотря по тому, с какой стороны монахиням вздумается на нее посмотреть. В религии есть много таких несообразностей, и часто, утешая меня, одни говорили, что мои мысли являются наваждением дьявола, а другие - что они внушены мне Богом. Одно и то же зло исходит либо от Бога, который испытывает нас, либо от дьявола, который нас искушает».

Есть чудесные мысли о христианстве, даже изумительно, что атеист Дидро мог такое написать. «Как жаль, что мы не знали святых, изображения которых выставляются для поклонения! Их воздействие на нас было бы гораздо сильнее, и мы не были бы так холодны, стоя перед ними или распростершись перед ними ниц». «Чем реже добродетель встречается в людях, тем большее почтение она внушает». «Умение обуздывать свои чувства - великое искусство монахинь».

А есть совершенно абсурдные формулировки, где я не согласна ни с одним словом: «Монашество не подавляет животные инстинкты, а, напротив, увеличивает их, жизнь в монастыре противоестественна». «Среди нескончаемых молитв и покаяний мы почти с той же вероятностью осуждены на вечные муки, как и миряне, погрязшие в наслаждениях».

Бунтарские выпады против Церкви и религии вообще и вопросы Сюзанны, как вопль души: «Разве монастыри так уж существенно необходимы для всякого государственного устройства? Разве это Иисус Христос учредил институт монахов и монахинь? Разве церковь не может обойтись без них совершенно? Зачем нужно небесному жениху столько неразумных дев, а роду человеческому - столько жертв?»

Мучения героини понятны, потому как принудительное пострижение только усугубляло ее плачевное состояние. Странно, что из монастыря тогда невозможно было выйти никаким способами, даже через суд.

«Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни. Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов… Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражают читателя. Дидро создал книгу-исповедь, где героиня - не исключительная натура, а жертва социальной системы, в которой она живет. «Монахиня» - социально-психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как порождение всего жизненного уклада феодально-абсолютистского общества», - гласит литературная критика.

Скорее всего, описанная Дидро история была не единственным случаем в то время в Европе. Книга вскрывает язвы и нарывы не только церкви, но всего общества и существующего строя. Как бы не хотелось верить в ту реальность, но, все эти ужасы существовали тогда в католичестве. У Сюзанны Симонен был прототип монахиня Маргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с нее монашеского обета получило в то время широкую огласку.

Роман замечательный, но вот что печально. В некоторых отзывах молодые люди заявляют о его актуальности в наши дни. «Монахиня» - роман просветительский, полный умных рассуждений и афоризмов. Такие книги обязательно нужно читать, потому что и в наше время многое, о чем писал Дени Дидро, злободневно и актуально». А в каком веке вы живете, хочется спросить. И что вы знаете о монастырях?

Благодаря таким произведениям, как «Монахиня» Дидро, сложился стереотип, что в монастыри и сейчас насильно заточают прекрасных юных девушек, бесприданниц или кому-либо неугодных. А там их непрестанно терроризируют коварные сексуально озабоченные настоятельницы и сестры-садистки до тех пор, пока они не сойдут с ума и не покончат с собой.

Давно прошли те времена. Не забываем, что это Франция начала-середины XVIII века. Это католические монастыри со своими особенностями с пережитками феодализма. Пожалуй, и нынешние атеисты считают, что монастырский образ жизни противоречит человеческой природе.

Когда Сюзанна все-таки бежит из монастыря, находит ли она счастье? Почитайте, кому интересна французская история и литература. 

Зарубежная литература, Книги, Франция, Размышления

Previous post Next post
Up