Ангельская красота картин

Aug 21, 2019 12:00


«Представьте себе, что вы впервые в жизни попали в Эрмитаж. Поднялись по главной лестнице Зимнего дворца, прошли парадные залы, миновали подвесной садик Малого Эрмитажа и легкий, как будто кружевной, Павильонный зал с хрустальными люстрами. Через украшенную малахитовой вазой лестницу вы перейдете в анфиладу больших нарядных залов, где находится коллекция картин художников Италии XV-XVI веков, эпохи Возрождения.

Конечно, среди многочисленных произведений ваше внимание привлекут картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана. Но, кроме этих шедевров, о которых вы могли читать, чьи репродукции часто могли видеть в книгах и на открытках, вы непременно остановитесь у большой композиции.

Там изображена прекрасная женщина, которая восседает на возвышении с младенцем на коленях. Двое монахов в черны плащах, как телохранители, замерли по сторонам от нее. Перед вами излюбленный итальянскими художниками сюжет: земная женщина, ставшая матерью Христа. Итальянцы почтительно называли ее мадонной, что значит «моя госпожа».



Композиция произведения строга, симметрична, краски светлые, серебристо-голубые, как бы разбеленные. В верхней его части на светлом фоне еле заметно просвечивают кирпичи; изображение исполнено на стене. Пятьсот лет тому назад была сделана эта роспись художником фра Анджелико.



Она украшала небольшой монастырь в местечке Фьезоле близ Флоренции. Монастырь был закрыт в конце XIX века, его имущество распродали, даже роспись выпилили из стены вместе с частью кирпичей.

Ее купили художники А. Маццанти и К. Конти, перевезли во Флоренцию, и там в 1882 году русский патриарх Сергий перекупил ее для музея императора Александра III. Имя мастера, создавшего роспись, - одно из самых замечательных в искусстве ХV века. Но, называя его фра Анджелико, мы не произносим имени - это лишь прозвище, данное благодарными современниками.

«Фра» - по-итальянски «брат». Так обычно называли монахов. «Анджелико» - « ангельский». Это прозвище мастер получил за красоту картин. Настоящее же его имя было Гвидо ди Пьетро. Многое в его жизни окутано тайной, остается до сих пор неизвестным. Мы не знаем даже точной даты рождения живописца. Очевидно, он родился около 1400 года в местечке Муджелло недалеко от Флоренции.

Неясно, у кого учился юный Гвидо, но признанным художником стал он, когда ему еще не было двадцати лет. Неожиданно, очень молодым, он ушел в доминиканский монастырь, приняв там, по обычаю, другое имя - брата Джованни, и вел тихую, уединенную жизнь. Но слава сама нашла его за стенами монастыря.

В 1445 году глава католической церкви папа Евгений IV пригласил мастера в Рим для работы в Ватикане. Лишь очень немногие художники удостаивались такой чести. Фра Анджелико прибыл в Рим. Прибыл с опозданием - папы уже не было в живых. Его преемником стал Николай V. Новый папа был человеком блестяще образованным, неравнодушным к наукам и искусствам.

Он всячески покровительствовал художникам, скульпторам, архитекторам. При нем ватиканская библиотека стала лучшей в Европе, ибо целая плеяда гуманистов - писателей, философов, переводчиков - проживала тогда в Риме. При этом их взгляды часто бывали далеки от предписаний церкви. В Ватикане художник расписал две капеллы. Одна из них впоследствии была разрушена при перестройке. Другая - Николина - до сих пор хранит ряд росписей на темы жизни святого Стефана и святого Лаврентия. Римские работы являлись официальным церковным заказом.

Однако лучшие произведения фра Анджелико, самые вдохновенные и прекрасные, находятся в его родном городе Флоренции. Больше всего славится ими монастырь святого Марка. Этот монастырь был подарен доминиканскому монашескому ордену некоронованным правителем города Козимо Медичи...

Кроме флорентийского Сан-Марко, фра Анджелико несколько лет жил в другом монастыре - святого Доминика во Фьезоле, который известен гораздо меньше. Но и туг художник создал превосходные росписи. Лучшая из них - эрмитажная «Мадонна». Закутанная в широкий голубой плащ, величественно восседает Мария на троне, покрытом ковром с золотыми звездами.

Неподвижно стоят по сторонам от нее святые Фома Аквинский и Доминик Гусман - покровители ордена доминиканцев. Все дышит покоем и торжественностью; символическая звезда горит на груди Фомы, белые лилии - знак чистоты - в руке Доминика. Мастер избегает ярких красок, декоративных акцентов, вообще подробностей, которые так любили его современники и которыми он сам любовался в небольших картинах. В них он выписывал все, даже отдельные травинки, гвоздики в заборе, вышивки на одеждах. Но данная роспись предназначалась для братьев монастыря. Монахам незачем помнить о соблазнах грешного человеческого мира, отвлекаться от благочестивых размышлений. Вот почему художник предельно ясно решает композицию фрески.

Здесь только четыре фигуры, как бы обрамленные изображениями колонн. Мадонну фра Анджелико трактует несколько крупнее стоящих по сторонам от нее монахов. Она - главное действующее лицо. Так выделяли самых важных персонажей художники Средневековья.

Их искусство не знало передачи пространства, а фоном для фигур служила условная золотая плоскость, иногда украшенная орнаментом. В некоторых картинах фра Анджелико также встречается золотой фон. Но в данном произведении мастер простыми средствами создает иллюзию неглубокой ниши, где на возвышении стоит трон мадонны.

Художники Средневековья приблизительно передавали пропорции и объемы человеческого тела, которые часто выглядят уплощенными. В росписи же фра Анджелико складки плаща Марии ложатся широко и свободно, обрисовывая ее тело, колени, руку. Фигура кажется осязаемой благодаря точной передаче объема. Фигуры святых еще более весомы, а их лица в окружении нимбов выглядят рельефными. Их белые одежды падают ровными крупными складками.

Невольно при взгляде на них вспоминаются античные колонны, покрытые каннелюрами. Святые - опора, «столпы веры» , и художник еще раз напоминает об этом зрителю. Справа от мадонны - святой Фома Аквинский. Прижав к груди раскрытую книгу он смотрит вниз из-под опущенных век. У него молодое полное лицо с плотно сжатыми губами и твердым волевым подбородком. Такое лицо может быть у человека замкнутого, непреклонного, умеющего во что бы то ни стало достичь поставленной цели.

До нас дошли документы, которые подтверждают подобную характеристику. Стоящий слева святой Доминик старше, черты его лица красивы, тонки. Склоненная голова, задумчивое выражение лица говорят о лиричном и мягком характере. О Доминике также сохранилось немало сведений, а кроме того, его собственные сочинения, среди которых много стихотворных произведений.

Главной их темой были описания рая, где вечно благоухают розы, гвоздики и цветут лилии. Итак, перед нами словно реально существовавшие люди. И это не случайно. Культура раннего Возрождения открывает для себя человеческую личность. В представлении людей эпохи Средневековья ценными в человеке были лишь те качества, благодаря которым он мог спасти свою душу и заслужить вечное блаженство: благочестие, вера, смирение.

Теперь взгляды меняются: ценятся индивидуальность, сила характера, любовь к знаниям, благородство души. Можно родиться в бедной семье и добиться признания и славы с помощью своей энергии и разума. Не случайно в эпоху Возрождения создается огромное количество портретов. Своих современников художники изображают даже в картинах на исторические и религиозные сюжеты...»

Из книги «Этюды об изобразительном искусстве» 

Христианство, Живопись, Искусство

Previous post Next post
Up