Беспрерывный призыв к справедливости

May 07, 2019 10:00


7 мая 1794 года (18 флореаля II года) Максимилиан Робеспьер произнес речь, названную впоследствии «Об отношении религиозных и моральных идей к республиканским принципам и о национальных праздниках».

«Духовный мир, еще значительно больше, чем мир физический, кажется полным контрастов и загадок. Природа говорит нам, что человек рожден для свободы, а опыт веков показывает нам, что человек раб; его права запечатлены в его сердце, а его унижение записано в истории...

За дикими, бродящими в пустынях племенами последовали цивилизованные нации; на месте прежних лесов, покрывавших земной шар, мы снимаем плодоносные урожаи; за пределами мира появился новый мир; жители земли включили моря в свое огромное владение; человек победил молнию.

Все изменилось в физическом порядке вещей, все должно измениться в моральном и политическом порядке.



Откуда происходит это смешение гения и глупости? Оно происходит от того, что в стремлении добиться мастерства в видах искусства надо следовать своим страстям, тогда как для защиты своих прав и почитания прав другого надо победить свои страсти.



Что безнравственность это основа деспотизма, а добродетель это сущность республики. Революция, которая стремится установить добродетель, - это лишь переход от царства преступления к царству справедливости; отсюда беспрерывные усилия объединившихся против нас монархов и всех заговорщиков к тому, чтобы увековечить среди нас предрассудки и пороки монархии...

Кто вверил тебе миссию оповещать народ о том, что божества нет, о, ты, кто проникся страстью к этой бесплодной доктрине и кто никогда не проникается страстью к родине? Какую пользу ты находишь в том, чтобы убеждать человека, что над его судьбой властвует слепая сила и что она случайно поражает то преступление, то добродетель; что его душа это лишь слабое дуновение, угасающее у входа в могилу? Разве идея его небытия внушит человеку более чистые и более возвышенные чувства, чем идея бессмертия?

Я, по крайней мере, не могу постигнуть, как могла бы природа внушить человеку вымысел более полезный, чем реальность, и если бы существование Бога, если бы бессмертие души были только сном, они все же были бы самой прекрасной концепцией человеческого разума.

Мне нет нужды отметить, что здесь не идет речь об обвинении какого-либо философского взгляда, в частности, ни о том, чтобы оспаривать, будто такой-то философ может быть добродетельным, каковы бы ни были его (взгляды, и даже вопреки им, силой счастливой натуры и высокого разума; речь идет только о том, чтобы рассмотреть атеизм как национальное явление, связанное с заговором против республики.

Какое значение имеют для вас, законодатели, различные гипотезы, которыми некоторые философы объясняют явления природы? Вы можете оставить все эти вопросы их вечным спорам; вы не должны смотреть на них ни как на метафизиков, ни как на теологов; в глазах законодателя все то, что полезно людям, и все то, что хорошо на практике,- это и есть правда.

Идея Верховного Существа и бессмертие души это беспрерывный призыв к справедливости, следовательно, она социальная и республиканская.

Вы, конечно, не разорвете священное звено, соединяющее людей с их Создателем. Если эта идея господствует в народе, то было бы опасно разрушить ее. Мотивы обязанностей человека к его создателю и основы человеческой морали неизбежно связаны с этой идеей и зачеркнуть ее это значит деморализовать народ.

Французский народ признает существование Верховного Существа и бессмертие души».

На этом же заседании Конвента был утвержден декрет о введении культа Верховного Существа и назначен день 8 июня (20 прериаля) для совершения праздника в честь Верховного Существа.

Великая Французская Революция, Максимилиан Робеспьер

Previous post Next post
Up