Шел август месяц. 24 августа день независимости Украины. Именно этот праздник дал возможность подольше отдохнуть, 3 дня выходных. Именно на эти дни было запланировано поехать на машинах в Крым.
В ролях 7 смельчаков: Алла, Леонид, Андрей, Саша, Евгения, Игорь, Лина
А также 2-е железных лошадки: Таврия и Джетта
Праздник выпал на воскресенье, поэтому автоматом в понедельник был выходной. Пятеро из всей компании работает на одной фирме.
В пятницу руководство сделало сокращенный день, на полчаса раньше люди стали расходиться домой. После работы вместе с Жекой(моя жёнушка) мы помчались за вещами, а после сбора вещей поехали за Игорем и Линой. Тем временем Лёня и Андрей поехали за вещами к Алле домой. Чтобы не терять время на встречу у Аллы или возле работы, мы договорились встретиться на поселке Котовского (поскот) возле магазина Копейка, который на Паустовского.
Время было около 6-ти вечера. Докупив сладостей и воды в магазине, мы выехали в направлении Николаева. Не успели мы отъехать и 500 метров от поскота как встали в пробку. Авария. Жигуленок и Иномарка(не помню названия). У иномарки подбит слева бок и разбита фара, а у жигуленка оторвало весь перед и вырвало отдельно передние колеса. Жесть, в общем. Миновав пробку, мы двинулись дальше.
Из магнитолы раздается музычка, кондиционер охлаждает салон. Погода рульная. Мы начали ехать по нашему маршруту. Цель полуостров Крым. Посещение гор и моря.
Миновав город Николаев, мы направились в сторону Цурюпинска, чтобы заночевать в лесу, а на утро ехать дальше. Средняя скорость 100 км/ч. С какой бы скоростью мы не летели, в лес все равно приехали бы в темное время суток. Так и было. Но место стоянки в лесу мы знали, так как там уже ночевали когда путешествовали в Асканию (об этом можно прочитать
Тут). Только съехали с дороги в лес, как началась песочная дорога. В прошлый раз дорога была утрамбирована, поэтому было проще заехать в лес, а сейчас дорога была рыхлая. После очередной попытки пробраться к нашему месту ночёвки, уже 2 раза выталкивали машину, решили остановиться прямо на дороге, а палатки поставить между машинами на дороге.
Глушу мотор. Забыл снять первую передачу, перед тем как выключить. Выключил. Рукой пытаюсь снять передачу на нейтралку, чтобы потом заблокировать коробку на задней скорости, а не выходит. Первая скорость не снималась. Я попробовал завести машинку, завелась, но скорость все равно не снимается. В голове начала подниматься паника. За руль сел Андрюха. Его попытки увенчались провалом. Позвонил папе, он не в курсе что делать. Пятница, ночь. Зацепившись за мысль: утро вечера мудренее, решили разбивать лагерь, а с машиной крутиться утром. Между передом джетты и задом таврии влезли 2 палатки и 1 трехместный матрац между палатками. Растелились. В одну палатку залезли четверо: Я, Жека, Игорь, Лина. На матрац легли Лёня и Андрей. А Алла разместилась во второй палатке.
Покрутившись вчетвером в одной палатке мне стало тесно, и я решил переместиться к братьям на матрац под открытое небо. Погода супер. Ночь. Тепло. Тишина. Звезды на небе и луна как одинокий фонарь.
Вроде как все улеглись и уснули. Я проснулся ночью, луна была прямо над матрасом и не по-детски светила в глаза, прям как на допросе. Покрутившись, мну, все-таки, уснул опять.
Утро. Суббота. Лес. Проснувшись, народ начал потихоньку приходить в себя. Подумав, решили собрать сначала вещи, отъехать малость в удобное место и там уже перекусить, а уж потом продолжить свой маршрут. Я сел в машину. Мысль о том что придется выезжать из леса на первой скорости совсем не утешала. Вставил ключ. Выжал сцепление. Попробовал снять скорость, не снялась. Завел. Еще одна попытка. Ураа. Улыбка до ушей, скорость снята. На душе аж отлегло.
На фотке ниже видно, какая дорожка. Сплошной рыхлый песок.
Пошел сбор вещей, палаток, матрасов.
Наверное самое главное, что должно быть под рукой в лесу утром.
Пройдясь не много от лагеря, для общения с природой ;) , по пути встретил взрытые горки песка.
Видел такие и раньше, все время задумываюсь, кто их сделал: крот, кролик, тушканчик?
Собрав вещи по машинам и отъехав поближе к выезжу из леса, мы сели перекусить. Солнце взошло, но на небе все еще была видна луна. Погода обещала быть суперской.
Перекусив и убрав за собой мусор, мы выдвинулись дальше.
Справа видны цурюпинские леса.
Дорога наша пролегала на Мангуп-Кале, через город Симферополь. По пути мы пару раз останавливались. Купили не много арбузов и персиков. В самом же Симферополе, на выезде, заехали на заправку ТНК. Пока заправлялся на соседнюю бензоколонку подъехала машинка, а из заднего ее окна виднелся огромный зад собаки.
Разговорившись с хозяйкой собаки, оказалось что едут с выставки собак, и их любимец выиграл приз.
Заправившись, был удивлен, заправщик вместе с чеком за бензин протянул мне банку безалкогольного пива Оболонь. У них оказывается акция, заправься на 100 грн. и получи бесплатно пиво (банка пива так и пролежала до конца поездки).
После заправки наш маршрут продолжился.
За Симферополем мы свернули с главной дороги и направились к Таш-Аир.
Прямо на этой «стоянке» находится родник. Ледяной. Другие туристы поставили под струю воды бутылки с пивом. Мы же просто набрали в свободную тару воды.
Сам родник находился у подножия скалы. Прямо возле обвала камней среди деревьев.
Чуть пройдя правее от родника по тропинке
Мы таки увидели подобие пещеры, в стенах которой были «древние» рисунки.
Правда это или нет, но говорят, что если на эти рисунки побрызгать водой то они станут черные, но не смоются.
Справа от родника есть куст, напоминает он кусты, которые возле «Ласточкиного гнезда», куча завязанных кулечков и тряпочек. Алла тоже решила не отличаться от всех.
Кстать всю дорогу Алла только и делала, что кидала мусор куда глаза глядят, то выкинет пакеты от еды на дорогу, то бутылку кинет. (это моя мстя Аллочка ;) )
Отдохнув и освежившись у родника, мы выехали на встречу Мангупу. Дорога уже надоела. Поворот налево, поворот на право, поворот налево и т.д. и т.п. За очередным поворотом открылся красивый вид на село Танковое.
Кликни для панорамки От Танокового нам осталось проехать село Красный Мак, село Залесное и остановится в поселении Хаджи-Сала. Хажди-Сала находится у подножия Мангуп-Кале. Подъезжая к Хаджи-Сала нам открылся вид на один из пальцев Мангупа.
Слева от поселения находится пресное озеро. Вдоль берега расставлено множество палаток.
Забегая вперед: как то мы с Андреем вечером решили сходить покупаться в этом озере. Подойдя ближе к озеру, наше желание искупаться в нем отпало. Желто-мутного цвета. Не совсем приятный запашок. Озеро не большое и не проточное. Т.е. вода в нем стоячая. Можете себе представить теперь какое оно чистое после огромного количество туристов, лошадей, животных и лягушек. В общем с обломом вернулись в наш лагерь
Дорога шла далее в глубь поселения Хаджи-Сала. На въезде в поселение расположились бары/рестораны, а дальше частные дома. Всего в поселении одна дорога. Брусчатка с глиной и песком, а так же с огромным количеством камней. Проехав не много дальше по дороге, мы остановились вдоль одного участка с домом, в котором были планы остаться на ночь. Только мы остановились, и я заглушил мотор как БАМЦ! Глухой удар по железу. Мимо пролетела 6-ка и без остановок уехала дальше. А у нее из под колес, вылетали камни. Один такой камень как раз и попал по моей машине, сразу поразив две двери. Так сказать на память о Мангупе у меня на дверях 6 маленьких белых вмятин виднеются на темной краске. Жека расстроилась.
На встречу нам вышел хозяин дома - Борис Иванович. Переговорив с ним, мы загнали наши машины на участок и закрыли за ними ворота. На душе малость отлегло. Первым делом народ ломанулся в туалеты (их было несколько) и в душ. Ну а после, переодевшись, мы выдвинулись покорять Мангуп-Кале.
Краткий экскурс в историю:
«Мангуп - средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма. Столица княжества Феодоро, затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца, возвышающейся над уровнем окрестных долин на 250-300 м и образующей плато площадью около 90 га. Общая длина крепостных сооружений составляет 1500 м, длина оборонительного контура (с естественными преградами - скалистыми обрывами от 20 до 70 м) составляет 6600 м. На территории крепости расположены многочисленные родники
• В IV-V веках на плато появилось поселение алано-готов, а в окрестных балках катакомбные могильники.
• Во второй половине V века построены первые укрепления. В это время город назывался Дорос и был столицей страны Дори - крымской Готии. В 6 в на плато возводится монументальная базилика, город становится центром Готской епархии в Крыму.
• В конце VII века Хазарский каганат подчиняет Дорос. В городе ненадолго размещается хазарский гарнизон.
Захват Дороса послужил сигналом к началу антихазарского восстания возглавленого Св. Иоанном Готским
• XIII - середина XV город был cтолицей поздневизантийского княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро.
• 1475. Город, как и всё княжество был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале - крепость Мангуп). Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).
• 1774 Крепость была оставлена турецким гарнизоном.
• 1790 Поселение покинули последние обитатели - община караимов.
• Во время осады Севастополя немецкими войсками на Мангупе находился наблюдательный пункт Манштейна».
Выйдя с участка, нам открывается вид на 3 пальца Мангупа. Сам Мангуп-Кале имеет форму руки с четырьмя пальцами.
(тропы по которым можно подняться на мангуп, слева на право: женская (самая легкая, мы по ней пошли), мужская (самая тяжелая), общая дорога на мангуп для машин (за 100 грн можно было подняться на рафике в гору))
Только мы направились к женской тропе как нас окликнул мужской голос:
-Молодые люди, а куда вы собрались?
-На Мангуп!
-Заплотите в кассу мзду.
У всех у нас на лицах удивление, чтобы подняться на гору пешком, нужно заплотить еще за это деньги. Решили взять кассиров (их было двое) на испуг. Начали проверять их документы и разрешение на сбор денег. Вроде все чисто. Детский 5 грн, Взрослый 10 грн. Давай торговаться. В итоге все прошли как дети по 5 грн с человека. Получив чек пошли к тропе на верх.
Спустя 30 минут я понял - это ппц. Второй раз так подняться я не смогу. А мы еще даже 25% пути не прошли. Высота мангупа в районе 600 метров над уровнем моря, а тропинка на верх в приблизительно 1500 метров. Тропинка не простая, с булыжниками, скользкими камнями, пылью, деревьями и т.д. и т.п.
Подымаясь на верх к нам на встречу спускались люди. Кого ни спрашивали «скоро верх?» все со смехом говорили «еще не много». Это «не много» растянулось на еще час дороги. С частыми передышками мы таки добрались до родника с холодной водой. Вот тут то все и отдохнули, напились, помылись :) До родника прошли приблизительно 1000 метров.
После мокрого отдыха двинулись дальше. Сначала мы встретили облом первой оборонительной стены.
Пройдя вверх еще не много появилась сама стена первой линии обороны. Если идти вдоль этой стены, то упрешься в северный монастырь.
А вот и сам Северный монастырь.
Когда подымались вверх по женской тропе то слева и справа между деревьями находились сотни могил, Караимских могил.
Караимы - немногочисленная тюркоязычная народность, представители которой исповедуют караизм, называемый также иудаизмом караитского толка, не признавая Талмуд. Традиционными местами проживания караимов в Восточной Европе являются Крым, некоторые города Западной Украины (Галич, Луцк) и район Тракай (Литва).
Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и крымский диалекты караимского языка. Караимы, наряду с крымчаками и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма.
Общая численность караимов составляет около 1890 чел. Из них:
• на Украине - 1200 чел. (перепись 2001 года)
• в России - 366 чел. (перепись 2002 года), возможно включает караимов не-тюркского происхождения
• в Литве - 273 чел. (перепись 2001 года)
• в Польше - 45 чел. (перепись 2002 года)
Проблема происхождения караимов заключается в соотношении этничности и религии.
• «Еврейская» версия: караимы представляют собой тюркизированные в условиях Крымского ханства диаспорные группы евреев.
Приверженцы данной теории: Д. Шапиро и др.
Насколько можно судить по довольно скудным источникам, караимы на протяжении почти всей своей истории считали себя частью еврейского мира, и после создания Государства Израиль в 1948 г. значительная часть караимов переселилась туда из разных стран.
• «Хазарская» версия: караимы - это тюркские (тюркоязычные) группы, которые приняли каримизм (иудаизм, трансформировавшийся в новую религию).
Приверженцы данной теории: М. С. Сарач, С. М. Шапшал, М. Я. Чореф и др.
Нужно отметить, что крымские и литовские караимы с конца XVIII в. демонстративно противопоставляли себя евреям, настаивая на своем тюркском происхождении и отличии своей религии («караимизм») от ортодоксального иудаизма. Сегодня у караимов, проживающих в странах на постсоветском пространстве, сохраняется резкое противопоставление себя евреям, хотя о степени распространенности этого стереотипа судить сложно. Караимы, проживающие в Израиле и США, в большинстве своем считают себя частью еврейского народа. В свою очередь ортодоксальные евреи талмудисты говорят о караимах как о заблуждающихся евреях.
Обе версии являются предметом острых научных дискуссий. Данная проблема усугубляется наложением исторических и психологических факторов, их воздействием на самосознание самих караимов, влиянием их интеллигенции, которая, как это обычно бывает, в значительной степени формирует историческую традицию, «историческую мифологию» и этнические ориентации своих народов.
После разгрома их государства в X веке Киевской Русью караимы остались в Крыму (однако их не следует путать с крымчаками). При этом данная теория не имеет твёрдых доказательств. В XIII веке в Крым переселилось значительное число караимов, главным образом из Византийской империи.
Во время оккупации Крыма фашистами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными фашистами к еврейской нации, С. М. Xоджаш разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом. Следует отличать караимов от крымчаков - тюркоязычной группы евреев, исповедующих классический иудаизм. Во время Великой Отечественной войны большинство крымчаков было убито фашистами.
После первой линии обороны, пройдя н-ое количество метров мы дошли до второй линии обороны. На трое стоит Башня которая была в самой линии обороны.
На самой башне, на некоторых блоках видны орнаменты.
Когда мы, наконец, добрались наверх, то в конце женской тропы находились развалины Мангупской Базилики. В древнее время самая знаменитая базилика на весь крымский полуостров.
Пофоткались. И пошли дальше по тропе которая продолжала вилять сквозь кусты и деревья. Еще 10-ок метров и перед нами открылось плато. Чуть левее от выхода с тропы виднелись археологи. Они делали раскопки в руинах княжеского дворца. Все найденное аккуратно складывали по кучкам.
Пройдя мимо археологов мы прошли к краю плато. На самом краю плато находился большой деревянный крест.
А чуть левее от него еще один маленький крест (видимо ктото не удачно посетил Мангуп-Кале).
Вдоль края плато рос можжевельник, терновник, шиповник и даже маленькие дубки.
Как мы узнали позже, крест этот стоит над мужским монастырем, следовательно куполом для монастыря является сама природа. Пройдя левее от креста у края плато мы увидели оборудованные трубы подведенные к монастырю, по которым монахам спускают воду, продукты.
Пока все фоткались, я и Жека присели на камни, и наслаждались видами.
Приятно после уморительного подъема присесть, отдохнуть. Вокруг зелень, вдали виднелись мелкие озера, тропки. Природа мать наша.
Кстать, когда подымались на верх то повстречали гринписевцев. Они несли большие мешки с мусором от туристов. Наверное, деньги за вход идут к ним в зп. Но пройдя от монастыря чуть дальше, сразу наткнулись на остатки от туристов.
Не ужели нельзя убрать за собой мусор? :(
Если отвлечься от мусора и от креста с монастырем, а просто посмотреть вниз скалы то открывается вид на долину Адым-Чокрак.
Кликни для панорамки Медленно прогуливаясь по плато,
посещали множество пещер вырубленных в камне скалы.
В некоторых пещерах были прорублены окна и балконы из которых открывался прекрасный вид на долину.
Ну и как же жилье без домашних цветов.
И прорези для почты :)
По пути к цитадели мы прошли мимо триангуляционного знака(вроде как данное сооружение обозначает самую высокую точку).
К нему можно было пройти либо по склону, либо подняться по лесенке, вырубленной в камне :)
Как я раньше упоминал, Мангуп-Кале имеет форму руки с четырьмя пальцами. Каждый палец имеет свое название: Чамну-Бурун(сосновый мыс), Чуфут-Чеарган-Бурун(мыс вызова иудеев), Елли-Бурун(ветреный мыс), Тешкли-Бурун(дырявый мыс).
Между первыми двумя мысами находится женская тропа, северный монастрыь, женский родник а так же караимское кладбище. Между вторым и третьим мысом находится мужская тропа и мужской родник(источник). Между третьим и четвертым пальцем находится официальный вход в царство Мангупа, а так же главные ворота.
Шесть пещер над главными воротами использовались как усыпальницы.
Между пальцами роль перепонок играют овраги, у каждого свое название: Табана-Дере(Кожевенный овраг(женская тропа)), Хамам-Дере(Банный овраг(мужская тропа)), Капу-Дере(Воротный овраг(главный вход)).
Вернемся к нашему путешествию. Не далеко от триа-нного знака расположилась своего рода винодельня.
В квадратную емкость вырезанную в камне помещали виноград, справа вверху на фотке видно темное квадратное отверстие, видимо в него вставлялся столб который поддерживал пресс, которым в свою очередь давили виноград помещенный в каменную емкость.
После отжима вся жидкость сливалась через отверстие по желобу в еще одну емкость, откуда уже вычерпывался напиток.
Пройдя дальше от виноделов и пройдясь по площадке со склепами мы попали в Некрополь.
Множество вырезанных могил в камне на поверхности плато то и дело привлекали к себе внимание туристов.
Миновав Некрополь, мы добрались до стены Цитадели.
Разрушенные стены цитадели и руины дворца - это все что осталось от прежнего государства.
На данной фотке плохо виден самый последний проход в стене(Входной портал дворца), наверное самое привлекательное для туристов и историков место. Сам проход ничем не примечателен, но интересно его украшение. По всей высоте прохода расположены различные орнаменты. Все орнаменты разные. Внизу в поселении Хаджи-Сала можно приобрести футболку с изображением одного из орнаментов.
Не далеко от прохода, правее, хорошо сохранился проезд, видимо были главные ворота в свое время.
Мы пошли дальше. На Деревянный мыс. Нас ждали пещеры нижнего яруса.
Но не успели мы пройти и 50 метров от дворца как нас догнал мужичок. Это оказался контролер. Попросил предъявить билеты. Мы уверенно протянули ему выданный нам билет.
К: Так тут за одного человека, ребенка. 5 грн.
Мы: Как за одного? Мы платили за всех.
К: Ничего подобного! Тут за одного ребенка. Где ваши билеты?
Причем было видно, что контролер, совсем в не трезвом состоянии. В общем, переговорив с ним, нам удалось его убедить разговаривать с кассирами внизу, и он отстал от нас.
Наконец-то мы добрались до оконечности мыса Тешкли-Бурун. У кого было желание, те спустились вниз в нижние покои. Спуск был не очень удобный, скользкий камень.
Сами покои напоминали тюремное помещение с камерами, хотя говорят что это был зал. В центре зала находится колона.
Когда стучишь по колонне, то она резонирует и издает гулкие звуки, по идее эти звуки должны были слышать все кто остался наверху. Пока мы стучали по колоне и рассматривали комнаты, в одной из таких комнат разместились туристы. Они присели в круг и по центру поставили кальян, а их ребенок, не растерявшись, подбежал к нам и начал требовать денег за вход в пещеру.
Посидев не много, передохнув, мы двинулись обратно. Пока шли обратно, Лёня и Андрей вспомнили, что в прошлый раз когда они были на Мангупе, то внизу долины кто-то выложил из мешков слова «Олечка будь моей женой».
Спуск был по женской тропе. Пока мы добрались до нашего лагеря, мои ноги проклинали меня, на чем свет стоит. Совет: если пойдете-таки на Мангуп, надевайте удобную обувь не на голую ногу.
Пока все принимали душ после похода, я игрался с кошаком под акацией.
Вроде как одна из разновидностей акации, крымская или алинская.
Говорят, что цвет этой акации нельзя ставить в комнату, где спите. Вроде как аромат, который она испускает, может задушить человека.
На вечер у нас был запланирован ужин в чайхане. Чайхана - чайная в Средней Азии, Иране.
Климат и ислам наложили свой отпечаток на заведения общественного питания на востоке. Большую часть года стоит жаркая погода, вынуждая потреблять много жидкости. Для утоления жажды самым популярным напитком в этих местах является зелёный чай. Ислам запрещает своим последователям употребление спиртных напитков, что привело к отсутствию традиции их распития в странах Азии. Всё это определило облик чайханы, где люди собирались для питья чая и общения. Здесь можно было услышать последние новости, обсудить их с друзьями и знакомыми. Это привело к тому что чайхана стала в махаллях культурным и общественным центром . В прошлом в чайхане местные жители, встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали свежие новости о жизни в других странах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сделки. В Центральной Азии чайхана и сегодня является одним из самых популярных и посещаемых мест после мечети.
А у нас чайхана была для поедания шашлыков с чебуреками и запивания их вином, ну а после чаем с парвардой.
После шашлычков кто хотел, пошел в баню. Что я что Жека, бани не переносим, поэтому мы пошли спать. На следующий день была запланирована поездка на Эски-Кермен…
[
Продолжение истории]