Идя в кинотеатр, я давно не жду от предстоящего просмотра какого-то неожиданного откровения или ободряющего поднятия настроения, чтобы, как у Маяковского, «стоило жить и работать стоило»…Но надо шевелиться, надо куда-то ходить, смотреть, слушать… Вот, по этим причинам в субботу мы сходили посмотреть фильм Павла Лунгина «Царь».
Увы, несмотря на явную глобальность поставленных съемочной группой целей, получилась, на мой взгляд, очередная шелуха. Причем, не просто обычная кинематографическая шелуха последних лет, где просто нет ничего съедобного, а шелуха с гнильцой.
Краткое содержание.
Фильм открывает сцена, в которой живым курам отрубают части тела и показывают, как птицы продолжают двигаться с хлещущей кровью.
Далее на протяжении всей картины смакуются различные виды умерщвления людей. Таким образом, описывается эпоха царствования Ивана Грозного.
Против зверств выступает Митрополит Филипп, сначала принимающий этот сан и обещающий монарху помощь, но, не выдержав происходящего, отказывающийся отпускать царю грехи и называть царя царем. Далее смакуются муки Митрополита. После того, как он отказывается солгать, даже когда на его руках разделывают его любимого племянника, Филиппа запирают в монастыре, где на него снисходит благодать. С него падают оковы, он излечивает людей прикосновением, обретает дар предвидения и умирает от рук Малюты Скуратова.
Заканчивается фильм сценой, в которой царь собирает народ посмотреть на очередные пытки, но никто не приходит. Царь вопрошает: «Где народ мой?»
О хорошем.
В фильме есть несомненные сценарные находки. В одном из эпизодов икона, пущенная по реке блаженной девочкой, касается столба, поддерживающего мост, на котором находятся войска врагов. Столб кренится, ломая мост и сталкивая ливонцев в воду. Воплощенное торжество веры. В другой сцене та же блаженная девочка пытается защитить от медведя осужденных воевод, выставляя перед мордой зверя ту же икону. Медведь, будто задумавшись на секунду, хватает зубами икону и бьет насмерть девочку. Крах веры. В этот момент отрекается Митрополит.
Красиво.
Великолепно играет Олег Янковский. Без комментариев великолепно.
Хорош прямо-таки потемневший в роли опричника Федора Басманова А.Домогаров. Одним взглядом заставляет содрогнуться играющий Малюту Скуратова Ю.Кузнецов, так резко здесь сменивший амплуа неуклюжего «убойного» Мухомора.
Игра этих актеров доказывает, что, чтобы показать любовь, совсем не обязательно говорить: «Я тебя люблю». А чтобы вызвать ужас, не обязательно так подробно демонстрировать процессы мучений и убийств.
В итоге.
Тошнота от постоянно демонстрируемого нанесения увечий затемняет глубинный режиссерский замысел и превращает картину, заявленную как историко-филофофская драма, в туповатый фильм ужасов. Показанная с омерзительным натурализмом сцена поедания медведем внутренностей одного из осужденных и розовая морда Вилле Хаапасало могут побудить к размышлениям об историзме и философии лишь завзято извращенца. Похоже, создатели фильма настолько боялись не впечатлить столь уважаемого ими зрителя своими историко-философскими размышлениями, что подкрепляли его интерес демонстрацией поедаемых человеческих кишок и отрезаемых голов.
Я как зритель хочу понять, что я могу сделать не «там далеко» и не «потом, в загробной светлой жизни», а здесь и сейчас. Понять, ПОЧЕМУ люди боятся? Почему не объединяются против такой ярко выраженной несправедливости? Поняв, ПОЧЕМУ, можно попытаться прийти к тому, как с этим бороться.
Дума повышает налог на имущество в 10 раз, премьер дает «Автовазу» еще 60 миллиардов, лидер «Справедливой России» обсуждает с кривляющимся сатириком проблемы просто го русского человека….
Хорошо. Параллели просматриваются. Властьимущие всегда борзеют. Особенно самодержцы. Ну, и что? Что делать-то?
Щедрый режиссер предлагает нам два варианта: если вы человек духовно сильный, то ведите жизнь праведную, безгрешную, не лгите, не прелюбодействуйте, перетерпите, как вашего родного человека мучительно убивают на ваших глазах и помрите, получив благодать (можно еще, как монахи, покончить жизнь самосожжением) или, если вы обычный человек, просто бегите отсюда, как это сделал в финале русский народ.
Но, извините… Глубокоуважаемые создатели данной картины! ВЫ-то здесь и сейчас живете, снимаете эту ботву, получаете за это гигантские гонорары… А на любимых зрителей выливаете бочками эту тошнотную «неизбежность». Именно поэтому вся ваша пафосная хрень напоминает недавний призыв к аскетизму с помахиванием часами за 30 тысяч евро.
Игра Мамонова меня, увы, тоже не убедила. Царь получился не ГРОЗНЫМ, а каким-то… противным. Фильм оставляет ощущение гадливости и омерзения.
Прости меня, Таня, что не отгуляла с тобой наш воскресный вечер! К сожалению, весь этот прекрасный день я проблевала, в буквальном смысле этого слова. Возможно, тому виной смена погоды и моя вечная метеочувствительность, а возможно, и просмотр несравненного шедевра Павла Лунгина.