Молчанов во время одной из лекций процитировал реплику героя как пример гениальной работы сценариста. Это слова Семена Семеныча Горбункова: "С войны не держал в руках боевого оружия". Правда же? Одна-единственная фраза - и образ мягкотелого подкаблучника обретает глубину, силу и завоевывает любовь зрителей. Люди тогда, в шестьдесят восьмом, очень хорошо понимали, про что эти слова. Особенно когда их произносит Никулин, который сам воевал.
Вчера нашла еще одну драгоценность, опять у Гайдая. В "Кавказской пленнице". Когда Шурик в начале фильма заселяется в гостиницу, а портье (Михаил Глузский) уточняет его анкетные данные, между ними происходит такой диалог:
Портье: - Год рождения?
Шурик: - Сорок второй.
Сорок второй.
Я вздронула в этот момент. У Гайдая нет случайных деталей. Для зрителей тех лет тот год был опален войной более, чем для нас сейчас. Многие жили в этот год. Зачем Гайдаю в комедии трагическая деталь, она же настраивает зрителя на другой лад? Затем. Для полифонии. Чтобы разные лады звучали в душе одновременно. Потому он и гениален, и фильмы его живут.
Получается, один из самых смешных персонажей нашего кино родился в самое страшное время. В эвакуации или даже в блокаде. Эта светлая интеллигентность, этот мягкий выговор - несомненно ленинградской выделки, я готова спорить, это они. И очкарик он не только от книг, а еще и от того, что пришлось голодать в детстве. Это открытие не перевернуло мое представление о герое, но он стал еще более нежно любим. Он стал не просто книжник-недотепа. Он дитя войны, который выжил. Да-да, это аллюзия и цитата, я вижу сходство Шурика и ГП, но речь сейчас не об этом.
Там еще много прекрасного я увидела, не только сценарные штуки. Белый френч товарища Саа.. ах, какого человека. Плюс кавказский акцент. Намек на душегуба более чем прозрачен. А трубки у Этуша в руках нет, и это хорошо, с трубкой перебор был бы. Галифищи Фрунзика-джана! Эпохи гражданской войны! Зачем они ему, он же не на коне ездит, слушай, он машину водит! А затем. Ибо деспот, мещанин и живой анахронизм, барский холуй, торгующий племянницей.
Племянница Нина, кстати - не просто спортсменка, комсомолка, красавица, она сирота. Как, когда она потеряла родителей? Велика вероятность, что тогда же, когда Шурик родился. В ту войну.
Хотела вчера уйти от военных полей, спрятаться за невинной комедией, а получилось вот так. Настигло и проняло. Но я не против. Респект, поклон, светлая память Леониду Иововичу. Он касался великого и страшного с любовью и чувством меры. Смешил - и бросал зерна, которые до сих пор прорастают силой и любовью. И живой памятью. Редкая ныне вещь.