Автор: Владимир Чижик
Год выпуска: 2008
Кол-во страниц: 392
ISBN: 966-542-369-Х
Издательство: Альтерпрес
Галут - это твёрдое бескомпромиссное, как итог, слово лучше всего перевести с иврита, как
"рассеяние". Рассеяние евреев среди других народов, начавшееся после Вавилонского изгнания.
Выдающийся израильский писатель Хаим Газаз (1898 - 1973) писал: "Галут - это страна без
почвы, царство, в котором нет царя, кроме Б-га в небесах".
Эта книга о вечных скитаниях и вечных скитальцах. Об их героях. Об их мучениках. Об их синагогах. О фантостических сплетениях судеб. Она - не история галута и вообще не история с её стройной хронологией. Это сборник историй, грустных и радостных, о событиях в жизни отдельно рассеянных в миру общин. Это, как если бы вместо истории Вашей школы, Вы прочли о случаях из жизни некоторых её классов.
ПРЕДИСЛОВИЕ. СОВСЕМ НЕМНОГО О ЕВРЕЙСКОЙ ГЕОГРАФИИ И ГАЛУТЕ.
Без пояснения, что означает ненаучный термин «еврейская география», всё же не обойтись. И причиной тому функции, возлагаемые порой на прилагательное «еврейский».
«Эммануил Ласкер, видимо, останется последним в шахматной истории чемпионом мира евреем». Этот «прогноз» содержится в статье«Arisches und Judisches Schach» («Арийские и еврейские шахматы»), опубликованной в 1941 году в фашистской газете «Parizer Zeitung». Подпись под антисемитской статьёй: «Weltmeister Dr.Aljechin». Тот самый четвертый чемпион мира по шахматам Александр Алёхин.
В середине 1930-ых лауреат Нобелевской премии немецкий «физик-патриот» Филипп Ленард освежил терминологию мировой науки: «Еврейская физика - представляет собой мираж и явление дегенеративного распада основ немецкой физики». Мудреца-фашиста не обескуражил тот факт, что с 1905 по 1931 годы в Нобелевскую копилку Германии евреи-учёные вложили 10 медалей.
«Еврейская география» термин не апокалиптический и не пророчит разрушение Эвереста или, на худой конец, горы Хермон. Просто-напросто, имеются в виду места на земном шаре, где живут евреи.
Во всех странах на четырёх континентах, где мне пришлось, довелось, посчастливилось побывать, я мог отыскать синагогу. Объяснение простое - Галут.
Это твёрдое бескомпромиссное, как итог, слово чаще всего переводят с иврита, как «изгнание», хотя мне ближе реже встречающаяся трактовка «рассеяние». Рассеяние евреев среди других народов, начавшееся после Вавилонского изгнания.
Галут - это особое историческое явление, подобного которому нет у других народов мира. Все народы в своей истории кочевали с места на место, у евреев же перемещение по белу свету стало обычным состоянием. Галут определил характер и облик еврейского народа.
Выдающийся израильский писатель Хаим Газаз (1898 - 1973) писал «Изгнание в прошлом было полно высоким и трагическим содержанием, национальной культурой тысячелетий, подъемом морали, доблести, самоотверженности и ожиданием прихода Избавителя. Еврейский народ в галуте существовал благодаря этим национальным и общечеловеческим ценностям». А ещё ему принадлежат полные библейской поэзии и образности слова: «Галут - это страна без почвы, царство, в котором нет царя, кроме Б-га в небесах». И далее: «…Страна Израиля занимала все думы изгнанных с родины евреев. Ее история, ее города, горы, жаркое солнце и мольба о дожде, который напоит ее поля, ее праздники и ее скорбь - все это наполняло жизнь еврея в галуте изо дня в день. И точно так же, как и две тысячи лет назад, когда народ Израиля жил в своей стране, - евреи в странах изгнания продолжали изучать Талмуд… И по-прежнему Тора пишется на свитке, выделанном из кожи чистого животного. А коганим продолжают благословлять народ поднятием рук».
…Везде я мог отыскать синагогу. И возле каждой синагоги (видимо, распознав из какой страны я являюсь выходцем) ко мне подходили мужчины и женщины разного возраста и достатка. Все они рассказывали о дедушке, который приехал из Кричева или бабушке из Томашполя. Всё это было невероятно интересно. Захотелось узнать больше об этих вечных скитаниях и вечных скитальцах. Об их героях. Об их мучениках. Об их синагогах. О фантастических сплетениях судеб. Так родилась эта книга.
Она - не история галута и вообще не история с её стройной хронологией. Это сборник историй, рассказов о событиях в жизни отдельных рассеянных по миру общин. Это, как если бы вместо истории Вашей школы, Вы прочли о случаях из жизни некоторых классов.