Единый госэкзамен стал горячей темой на пресс-конференции «Открытое правительство» с министром образования Аланом Огоевым. В этом году мы должны получить объективные результаты сдачи ЕГЭ. В школах уже установлены видеокамеры, металлодетекторы и «глушилки» лишат школьников возможности использовать телефоны. Ходят слухи, что в Интернет идет активный выброс «липовых» тестов ЕГЭ.
«Никаких нарушений мы не должны допустить, - сказал Алан Огоев. - От этого, в первую очередь, зависит объективность результатов наших детей. Во-вторых, важно доверие со стороны общественности к процедуре проведения единого государственного экзамена».
Насколько будут эти меры успешны, предположить сложно. Как всегда все станет очевидным лишь постфактум. Главным для меня остается вопрос: готовы ли мы к этим «объективным результатам» и решат ли они проблему качества высшего образования?
Уже в 2010 году в условиях назревающего демографического кризиса многие вузы начали снижать проходной балл по многим специальностям, в результате чего, зачастую, набирали не слишком хорошо подготовленных студентов. Эта проблема сейчас наиболее актуальна, поскольку выпускников с каждым годом становится все меньше.
Если обратиться к истории идеи «2 экзамена в 1», можно обнаружить интересные факты.
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался со вступительным в вуз.
Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.
Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке. Она менее затратная и очень удобна.
В России первые прообразы ЕГЭ стали появляться в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина.
Однако господин Филиппов недооценил существующий культ высшего образования в стране и то, на что готовы пойти школьники (а главное их родители) за возможность поступить в вуз. По оценке департамента экономической безопасности МВД, в 2010 году объем коррупции в образовании увеличился. Причем из вузов взяточничество перешло на уровень школы. Это стало одним из главных аргументов противников введения ЕГЭ в России.
В период проведения экзаменов в 2013 году было выявлено в сети Интернет в открытом доступе более 150 фрагментов экзаменационных заданий. Кроме того, почти в 2 тыс. групп в социальных сетях выпускники 11 классов решали задания в режиме он-лайн всем желающим за небольшую оплату.
Из-за этого появилось большое количество липовых «стобалльников». В итоге пострадали дети, которые честно занимались весь период учебы в школе и надеялись только на свои знания. Из-за липовых «стобалльников» многие ребята не смоги поступить на бюджетные отделения в те вузы, в которые планировали. И вынуждены были либо отложить получение высшего образования, либо идти учиться на коммерческой основе.
Переход к единому госэкзамену в России осуществляется уже более десяти лет. Споры его противников и сторонников не стихают все это время. Не могу отнести себя однозначно ни к первым, ни ко вторым, но идея ЕГЭ сама по себе неплоха.
Для меня в 2006 году поступить в вуз стало возможным лишь благодаря ЕГЭ. На протяжении шести лет школьный учитель русского языка ставила мне твердую «четверку» на всех моих работах, то и дело снижая оценку на балл то за помарку, то еще за какую мелочь. Единый госэкзамен позволил мне получить в масштабах республики достаточно высокий балл и быть зачисленной в университет.
Однако меня удивляет, с каким рвением мы все готовы кричать о том, что студенты сейчас тупые и необразованные, но при этом максимально стараемся помогать выпускнику-племяннику/сестре/соседу/другу/дочери, нанимая репетиторов, которые будут решать задания в режиме он-лайн во время экзамена. Потому что «низкий уровень знаний учащихся вузов» это что-то абстрактное. А племянник/сестра/сосед/друг/дочь это вполне конкретно. И неважно, что он не может вычислить 60% от 100. Не в ПТУ же ему идти. А студенты в вузах да…тупые стали.
Как сторонница ЕГЭ могу сказать: я знаю детей, которые сдали госэкзамены без чьей-либо помощи и каких-либо ухищрений. То есть это возможно. И если суметь преодолеть коррупцию, то мы получим в высшем образовании по-настоящему способных детей.