Режиссёры бывают разные. Бывают такие, что любят, как оно у нас называется, всё «застраивать». Это когда актёру не даётся ни шагу ступить на площадке самостоятельно, режиссёр сам всё придумывает, сам всё показывает, а актёр в этом случае чувствует себя этакой обученной обезьяной, которая должна просто всё скопировать и повторять из спектакля в спектакль. Есть режиссёры, которые дают слишком много воли актёрам, тогда на площадке начинается полнейший бардак, ибо каждый норовит погенерировать своими т.н. «актёрскими приносами», и кроме бесконечного накидывания («А давайте так!», «Нет, посмотрите, что я придумал!», «А у меня такое предложение!» и т.д.) из репетиции в репетицию более ничего не происходит (этим страдают, как правило, молодые режиссёры, что не могут стукнуть кулаком по столу, а лучше - по лбу некоторым актёрам, и привести в чувства расшалившихся творцов). Есть идеальный вариант (это огромная редкость, но мне повезло встречать и таких), когда режиссёр дозволяет актёрам вносить предложения, делать «приносы», он всё это смотрит, но оставляет лишь то, что считает нужным и работающим на его задумку. А какие-то вещи (но не все) - да, даже застраивает. Одним словом, режиссёр с золотой серединой.
Недавно, когда я ездила на фотосъёмку, разговорились с кастингом-директором, и пришли к выводу, что сейчас ещё буйным цветом цветёт и такая каста режиссёров как «Догадайся, что у меня в голове». Это когда спрашиваешь режиссёра что-то по сценарию, по тому, что конкретно тебе нужно делать в кадре или в сцене, а в ответ получаешь: «А что непонятного? Тут же всё ясно, просто делайте!» Ты уходишь в недоумении и, само собой, начинаешь «гнать отсебятину». Ну как сам понял, как сам с собой наедине разобрался, так и играешь. А режиссёр начинает злиться: то, что ты играешь, никак не монтируется с тем, что у него в голове. А то, что у него в голове, он продолжает упорно не излагать вслух. Этот квест продолжается до тех пор, пока либо ты не угадаешь, либо, пока режиссёр наконец-то не выдаст то, что он от тебя хотел.
А есть потрясающий вариант комбо. Это у нас в театре. Выглядит это следующим образом.
За несколько недель до сдачи спектакля режиссёр ставит какие-то сцены в форме именно застройки, потому что «вот так и только так, не надо никакой отсебятины, вот так тут играй, и точка». No problem, так и только так, и никак иначе играю.
За четыре дня до сдачи режиссёр говорит:
- А какого чёрта ты вот тут это делаешь? Кто это придумал такую ахинею?
- Простите, но это Вы так поставили.
- А в предыдущей сцене кто придумал эту глупость, зачем она там?
- Простите, но это тоже Вы так поставили…
Далее режиссёр начинает орать, что нечего тут спекулировать его постановками, что актрисе надо самой вносить свои предложения (читаем выше: ещё несколько дней назад сам же требовал, чтоб никакой отсебятины, и на протяжении долгого времени его всё устраивало), что надо было просто и спокойно сказать ему: «Вы тут придумали ахинею, я этого играть не буду!» (ага-ага, очень хотела бы посмотреть, на сколько немецких флагов разорвали бы потом актёра нашего театра, осмелившегося такое сказануть :))) В общем, в итоге что? В итоге за четыре дня до сдачи спектакля сцена (что была уже сделана и срепетирована) резко перелопачивается практически от и до. В большом недоумении с репетиции ухожу я, в ещё большем уходит второй состав, что только-только въехал в происходящее, а на его глазах всё уже двести раз поменялось…
Вот так и живём.