В Советском Союзе на этот детектив было продано около 35 миллионов билетов. И это - одна из немногих картин, на которую зрители ходили в кинотеатры по несколько раз. Десять незнакомых друг другу людей попадают на остров, где их по очереди настигает смерть. Причём о том, как они умрут, предупреждает детская считалочка. Таков сюжет бестселлера Агаты Кристи. Экранизировать «Десять негритят» Станислав Говорухин задумал ещё в студенческие годы. Но тогда в успех триллера не верило Госкино. Деньги на съёмки удалось получить только в середине 1980-х, и Станиславу Говорухину посчастливилось собрать самых популярных актёров страны. Позже он говорил, что это был самый звёздный актёрский ансамбль, с которым ему когда-либо доводилось работать...
...В 60-е годы в СССР стали печатать некоторые образцы иностранной литературы развлекательного жанра. В советские книжные магазины и периодику в том числе были допущены произведения английской королевы детективного жанра Агаты Кристи. Её книжки разметали с полок, а журналы вроде «Роман-Газеты», в которых иногда печатались отдельные повести и рассказы, моментально разбирали в киосках «Союзпечати». Вот как раз в этот период и начиналась режиссёрская карьера Станислава Говорухина: в 1967 году вместе с однокурсником Борисом Дуровым он снял фильм «Вертикаль», в котором его друг Владимир Высоцкий впервые выступил в качестве автора и исполнителя своих песен. А после этого Высоцкий приобрёл невероятную популярность и всенародную любовь, а фильм стал лидером проката 1967 года.
Тогда молодой и уже успешный Говорухин предложил на рассмотрение чиновникам от кинематографа заявку на съёмки фильма по детективному роману Агаты Кристи «Десять негритят» (1939), который он прочитал, как мы теперь знаем, ещё будучи студентом. История эта обладала хоть и камерным, но очень динамичным сюжетом с яркими и психологически интересными героями. Действие, как вы, опять же, наверняка знаете, происходит на морском острове, а для Одесской киностудии, на которой работал режиссёр, морская тематика вообще, можно сказать, являлась специализацией. Но чиновники посчитали нерациональным выделять средства на кинопроизводство подобной продукции, и Станислав Сергеевич вынужден был «забыть» о «Десяти негритятах» на целых 20 лет.
А за это время многое изменилось. Во-первых, после фильма «Место встречи изменить нельзя» Говорухин получил признание как режиссёр, виртуозно освоивший детективный жанр. Ну, и, кроме того, в стране началась перестройка, отечественный кинематограф наполнили новые западные веяния, и в 1987 году средства на съёмки фильма по детективу английской писательницы чиновники всё же выделили. Говорухин тут же обзвонил намеченных к съёмкам актёров, и никто ему не отказал - таким режиссёрам, понятное дело, не отказывают. В результате актёрский состав подобрался выдающийся.
Десять негритят решили пообедать, один вдруг поперхнулся, их осталось девять...
Александр Абдулов давно просил Говорухина, чтобы тот дал ему в своих фильмах какую-нибудь большую роль. Он уже пробовался на Шарапова в «Место встречи…», но, увы, там ему вместо этого досталась лишь небольшая эпизодическая роль водителя автофургона из банды Горбатого. Получив сценарий «Десяти негритят», Абдулов с воодушевлением принялся его читать… и с разочарованием быстро выяснил, что его героя - развязного циника Энтони Марстона - убивают практически в самом начале ленты. Абдулов даже не стал дочитывать до конца, но в Одессу всё-таки поехал.
Сцену с Абдуловым сняли быстро. Ему - профессионалу самой высокой пробы! - не нужно было долго объяснять, что от него требуется. Кстати, хоть он и расстраивался, что роль ему досталась совсем небольшая, для зрителя она в его обширной фильмографии стала одной из самых ярких и запоминающихся. После команды «Стоп! Снято!» Абдулов подошёл к директору фильма Александру Басаеву и полюбопытствовал, а кто же на самом деле убийца. Вот только тогда и выяснилось, что со сценарием актёр ознакомился только до момента гибели своего героя :) У Абдулова в принципе была привычка читать только начало и конец той части сценария, которая касалась бы его персонажа (то есть, только появление и смерть). Но вместо того, чтобы дать Абдулову внятный ответ, члены съёмочной группы специально давали ложные сведения :)
Девять негритят, поев, клевали носом. один не смог проснуться, их осталось восемь...
Роль набожной мисс Эмили Брент вполне могла сыграть киевская актриса Ирина Терещенко. Но в последний момент, когда она уже летела на съёмки в Одессу, Говорухин отдал эту роль другой актрисе. Расстроившейся Ирине Георгиевне пришлось довольствоваться очень небольшой ролью служанки миссис Этель Роджерс: её героиня умирала во сне второй, после героя Абдулова. Получилось так, что Терещенко пришлось чаще появляться в кадре, играя не живую, а мёртвую миссис Роджерс. Когда по сценарию её «тело» выносили по ступенькам «замка» наружу, никакой жёсткой конструкции предусмотрено не было, и чтобы изобразить трупное окоченение Ирине Георгиевне приходилось напрягать все мышцы, что было очень нелегко. Так что роль, несмотря на свою микроскопичность, оказалась для неё чуть ли не одной из самых сложных в карьере.
Восемь негритят в Девон ушли потом, один не возвратился, остались всемером...
69-летний Михаил Глузский своего героя - бравого отставного генерала Джона МакАртура - сыграл настолько профессионально и беспроблемно, что, вспоминая о фильме, его создатели мало что о нём рассказывали. Этот уроженец Киева был очень ответственным и скромным в жизни, а потому о его работе больше рассказывают не какие-то скандальные истории, а материал в кадре. Хотя… Глузский оказался той ещё врединой в хорошем смысле. Если Говорухин разрешал актёрам импровизировать, то Глузский всегда был против такой импровизации, так как он хотел играть чётко по сценарию, а вольности актёров лишь затягивали съёмочный процесс.
Семь негритят дрова рубили вместе, зарубил один себя - и осталось шесть их...
Для Алексея Золотницкого роль слуги Томаса Роджерса, несмотря на то, что и она совсем небольшая, оказалась самой знаковой в его кинокарьере и принесшей наибольшую популярность. Сцены, где тело его «жены» - героини Ирины Терещенко - выносят из замка, и гибели его героя, снимали рядом со ступеньками входа в Шуваловский флигель Воронцовского дворца. Когда Алексей Золотницкий в окровавленном гриме лежал на поленнице возле ступенек, а рядом валялся перепачканный в бутафорской крови топор, к замку подошла небольшая группа туристов. Увидев «мёртвое» тело они с дикими криками разбежались. Съёмочной группе, которая неосмотрительно отлучилась пить чай, оставив актёра одного, пришлось потом объясняться с милицией.
Шесть негритят пошли на пасеку гулять, одного ужалил шмель, их осталось пять...
А Людмила Максакова стала той актрисой, которой досталась роль, первоначально предназначенная Терещенко. Прилетев в Одессу, Максакова была приглашена Говорухиным на ужин, где, по незнанию, запивала вкуснейшую жареную на мангале баранину холодной водой, чего делать категорически нельзя. Бараний жир очень тугоплавкий. Остыв в желудке, он толстым слоем покрывает слизистую, что в лучшем случае приводит к проблемам с перевариванием пищи и дискомфорту, а в худшем - может стать причиной сильных коликов и кишечной непроходимости. На следующий день Максакова не то, что не могла отправиться на запланированные кинопробы, ей даже с постели встать было трудно. В результате Говорухин взял её на роль так, без проб, благо с бараниной всё обошлось.
Как раз в этот же период времени в Ялте шли съёмки фильма «Асса», и на одну из главных мужских ролей в нём его режиссёр Сергей Соловьёв пригласил Станислава Говорухина. В один из съёмочных дней случилась накладка - группа «Десяти негритят» собралась в павильоне, а режиссёра... нет. Что делать? Максакова уже давно втайне наблюдала за тем, как работает Станислав Сергеевич на площадке, и её всегда поражало, что он мог себе позволить сказать операторам и ассистентам начать съёмку, а сам удаляется в соседнее помещение играть в шахматы - он, дескать, все задачи поставил, действие в кадре расписал, а дальше все профессионалы и без него прекрасно знают, что делать. Так что, Людмила Васильевна настояла, что надо снимать без Говорухина, - пусть лучше отснятое потом уйдёт в «корзину», но они смогут использовать свой шанс показать, что тоже что-то из себя представляют. По позднейшим признаниям самой Максаковой, она отчаянно трусила, когда говорила слово «Мотор!», но затем заработали опыт и профессионализм, и в кадре она совершенно невозмутимо начала свою фразу: «В этом доме жучок…». Кстати, фраза эта попала в сценарий не из романа, а из знаменитой пьесы Агаты Кристи «Мышеловка», и Максакова отыграла её безукоризненно. В результате отснятая без Говорухина сцена потом и вошла в фильм.
Пять негритят судейство учинили, засудили одного, осталось их четыре...
Владимир Зельдин с удовольствием согласился сыграть у Говорухина довольно зловещего в своей карающей принципиальности, но при этом довольно симпатичного актёру своей погоней за идеальной справедливостью судью Лоуренса Уоргрейва.
Зельдин был очень загружен - до двадцати спектаклей в месяц. Актёр разрывался между съёмками, репетициями и спектаклями, поэтому сниматься прилетал буквально на пару дней, после чего улетал обратно домой, а затем прилетал снова на пару дней и возвращался. И так на протяжении всего съёмочного процесса. Из-за такой чехарды Зельдин даже не мог нормально выучить сценарий, поэтому у него то и дело возникали проблемы с текстом во время съёмок, что злило режиссёра.
Четыре негритёнка пошли купаться в море, один попался на приманку, их осталось трое...
На предложение Говорухина сыграть в «Десяти негритятах» доктора Эдварда Армстронга актёр Анатолий Ромашин откликнулся сразу.
Когда снималась сцена, в которой труп утонувшего доктора Амстронга плавает в воде у скалы, дублёра побило морским прибоем о камни, от чего лицо его потом заливала кровь из нескольких рассечений.
Трое негритят в зверинце оказались, одного схватил медведь, и вдвоём остались...
Алексей Жарков - звезда фильма «Криминальный талант» - сыграл нечистоплотного циничного и профессионального полицейского инспектора Уильяма Генри Блора.
К окончанию съёмок в Крыму на Чёрном море разыгрался шторм. Часть стен бутафорского замка, на фоне которых предстояло сниматься Жаркову и Кайдановскому, сорвало с металлической крепёжной конструкции ветром. Ялтинским декораторам-альпинистам пришлось собирать их остатки и закреплять на старом месте по новой, причём повторить эту процедуру пришлось несколько раз.
Чтобы запечатлеть наилучшие ракурсы перемещения «отставного сыщика» и «бывшего военного» по острову в поисках логова убийцы, оператору Геннадию Энгстрему и его помощникам приходилось не раз рисковать: стоять на обрывах, привязываться верёвками, свешиваться вниз. Но они охотно шли на риск, потому что тоже были в своём деле самоотверженными профессионалами.
Двое негритят легли на солнцепёке, один сгорел - и вот один, несчастный, одинокий...
Эта часть считалочки единственная, которую в фильме никто из героев не озвучил. А Александр Кайдановский, пожалуй, единственный из актёров, кто неохотно согласился на свою роль. Но ему нужны были деньги, и он поехал в Одессу.
Актёр доставил множество хлопот директору фильма - Александру Басаеву. Тогда в гостиницах было строго с посетителями, постояльцам не разрешалось оставлять кого-либо у себя в номерах после 23:00, а к Кайдановскому как раз приехала девушка, на которой он собирался жениться. Администрация гостиницы не захотела никому делать поблажек, в том числе и именитому известному на всю страну актёру. Кайдановский из-за этого жутко разозлился (а кто бы не разозлился?), и его из гостиницы выгнали. Нужно было срочно решать вопрос, куда его поселить. А в самом разгаре был курортный сезон, гостиниц в советские времена в Одессе настроили не так много, мест в них свободных не было, так что перед Басаевым встала нетривиальная задача. Выручил Александр Абдулов. У него были неплохие отношения с директором одесской гостиницы «Интурист», и он помог поселить Кайдановского с шикарными для того времени условиями.
Сцена убийства Верой Клейторн героя Кайдановского Филиппа Ломбарда снималась в Симеизе у подножия всё той же скалы Дива.Обычно Александр Леонидович не любил, чтобы его в кадре заменяли дублёры, и во всех трюках снимался сам. Но на море разыгрался нешуточный шторм, и в этот раз он попросил, чтобы в кипящий между камнями прибой падал не он… и правильно сделал. Даже опытного каскадёра - Василия Будишевского - волны «припечатали» к камням, и он с трудом смог выбраться на берег, когда прозвучала команда «Снято!». В какой-то момент Станислав Говорухин не на шутку перепугался, что тот погиб.
Последний негритёнок поглядел устало, он пошёл повесился, и никого не стало...
Кого пригласить на главную женскую роль, Станислав Говорухин выбирал меж двух актрис - Верой Глаголевой и Татьяной Друбич. Режиссёру обе казались для неё вполне подходящими, хотя он больше всё-таки склонялся к последнему варианту - Друбич обладала более «иностранной» внешностью. Но актриса уже была ангажирована режиссёром Сергеем Соловьёвым (в то время её мужем) на главную роль в фильме «Асса». Говорухин обратился к коллеге по цеху с просьбой построить график съёмок таким образом, чтобы Друбич могла сниматься и в его фильме, благо «Ассу» снимали совсем рядом, в Ялте. Соловьёв выставил встречное предложение - он пойдёт навстречу Говорухину, если тот согласится сыграть в его ленте одну из главных мужских ролей. В результате состоялся своеобразный производственный «бартер».
В сцене убийства героя Кайдановского у подножия скалы Дива в Симеизе Друбич на холодном штормовом ветру страшно промёрзла. Чтобы хоть как-то согреть девушку, Говорухин распорядился налить ей полстакана водки. Однако руки у актрисы так окоченели, что она не могла даже взять в них стакан - водку пришлось вливать, удерживая его перед ней на весу. К счастью, водка помогла, Татьяна Люсьеновна не простудилась.
На съёмки Друбич приехала не одна, а со своей 3-летней дочерью Аней. Пока актриса работала на съёмочной площадке, с ребёнком занимался кто-то из девушек из состава съёмочной группы. Однажды девочка спасла своей маме жизнь.Когда снималась сцена самоубийства Веры Клейторн, Друбич подвесили к потолку, прицепив к удавке скрытую под одеждой специальную ременную конструкцию, распределявшую нагрузку на верхнюю часть тела. После очередного дубля съёмочная группа отправилась перекусить… а про актрису, висящую под потолком, забыли. Время шло, никто не возвращался, ремни стали сползать, а петля всё сильнее сдавливать шею - это уже были не шутки. Аня увидела, что маме плохо, что она напугана, и позвала взрослых. Друбич спасли, но сниматься дальше она уже не могла. В результате в кадре, где герой Владимира Зельдина - «воскресший» Лоуренс Уоргрейв - появляется на фоне повесившейся Веры Клейтон, видны ноги не Татьяны Друбич, а одной из гримёрш, что можно заметить по другим чулкам.
В фильме участвовал и ещё один актер, которого мы не видим в кадре. Да-да, тот самый голос с пластинки принадлежит Игорю Ясуловичу. Вообще, Игорь Ясулович обладал очень интересным голосом, поэтому помимо работы в кино его часто привлекали к озвучке фильмов и мультфильмов. Даже Арамиса в фильме «Д'Артаньян и три мушкетёра» озвучил именно он. Кстати, а в сцене, когда некий человек в перчатках расставляет фарфоровых негритят на зеркальном подносе, сыграл сам режиссёр Станислав Говорухин. И если сильно приглядеться, то можно даже рассмотреть часть его лица.
Когда речь зашла о местах съёмок фильма, директор картины с помощниками решили объехать всё западное побережье СССР, чтобы найти наиболее подходящие локации. В итоге фильм было решено снимать в Крыму. Саму же декорацию особняка построили на самом краю Аврориной скалы, что на южном берегу Крыма. Для создания этой декорации были привлечены специалисты из Ялтинской киностудии, которым приходилось возводить здание с помощью альпинистского снаряжения, ибо иначе построить декорацию на краю скалы было просто невозможно. А сам особняк был сделан из обычной фанеры, которая то и дело отлетала из-за жуткого шторма и ветра. Поэтому каждый день приходилось латать эту декорацию. Что же касается съёмок внутри особняка, то проходили они, конечно же, не в этой фанерной декорации, а в павильонах Одесской киностудии. А вот роль террасы сыграло знаменитое Ласточкино гнездо - псевдоготический замок на отвесной 40-метровой скале мыса Ай-Тодор. В начале фильма можно увидеть общий план острова - на самом деле в кадре макет, помещённый в бассейн :)
«Десять негритят» экранизировали восемь раз. Первая версия вышла в 1945 году под названием «И не осталось никого», её снял французский режиссёр Рене Клер. Затем было ещё несколько экранизаций, в том числе с популярным в СССР шансонье Шарлем Азнавуром. Однако создатели этих фильмов ориентировались на пьесу - никто не решался перенести на экран оригинальную мрачную концовку и неполиткорректное название. За исключением Станислава Говорухина.
«Десять негритят» - первый настоящий советский триллер, снятый почти без цензуры. Его секрет не только в профессиональном нагнетании саспенса, но и в довольно жестоких сценах смерти. В этом плане лента сильно отличалась от привычных советских детективов. Отравление Энтони Марстона и самоубийство Веры Клейсорн - пожалуй, одни из самых жутких эпизодов всего советского кино. Часто критики отмечают, что работу Говорухина можно считать примером отечественного хоррора: элементов ужаса здесь не меньше, чем детективных загадок. Скорее всего, это и дало тот самый эффект, который привлёк такое количество неизбалованных советских зрителей в кинотеатры.
В этой связи крайне удивительно то, что фильм, пользовавшийся такой популярностью, получил всего лишь одну награду, на кинофестивале «Одесская альтернатива» в 1987 году, да ещё и с формулировкой «За воплощение на нашем экране темы страха и ужаса за рубежом».
You can watch this video on www.livejournal.com
Это был второй выпуск моей "Осенней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте
здесь.