Утренняя живолисть
...то сегодняшний выпуск
«Утренней живолисти» (правда, прошу прощения, выходит рубрика нынче почти в обед) для вас. И хотя я существенно припозднилась, зато бонусом расскажу сейчас вкратце аж о пяти интересных художественных произведениях.
Итак, знакомьтесь - сэр Эдвард Коули Берн-Джонс, британский художник и дизайнер, что был тесно связан с движением прерафаэлитов. Средневековье, легенды об Артуре, рыцари и рыцарство были одними из любимых тем этого художника. А всё началось, когда Альфред Теннисон опубликовал в 1842 году «Смерть Артура». Эта книга потрясла Берна-Джонса до глубины души: «Никогда не было ничего подобного "Смерти Артура" - я не имею в виду какую-то книгу или одно стихотворение - то, что никогда не может быть написано, я имею в виду, то, что никогда не может выйти из сердца», - вот так написал художник. В сегодняшнем посте познакомлю вас с пятью картинами Берн-Джонса: рыцари, магия и романтическая атмосфера, которые заставят вас скучать по легендам об Артуре. Наслаждайтесь!
1. Обольщение Мерлина
Эдвард Берн-Джонс «Обольщение Мерлина», 1874 год →
Хранится в Метрополитен-музее искусств, Нью-Йорк, США
На картине изображена сцена из легенды об Артуре, в которой Мерлин влюбился в Леди Озера Нимуэ (или Вивьен). А она извлекла из «этих отношений» выгоду, изучив навыки колдовства. Здесь показано, как Нимуэ погружает Мерлина в глубокий сон. Кстати, моделью для образа Нимуэ была Мария Замбако, возлюбленная Берн-Джонса. Мария была из семьи Ионидов - важных покровителей современного искусства в Лондоне XIX века.
2. Милосердный рыцарь
← Эдвард Берн-Джонс «Милосердный рыцарь», 1863 год
Хранится в Бирмингемском музее и художественной галерее, Бирмингем, Великобритания
Эта картина основана на легенде XI века, пересказанной сэром Кенелмом Дигби в «Бродстоуне Чести». Её герой - флорентийский рыцарь по имени Джон Гуальберт (по-итальянски: Джованни Гуальберто), который также был святым и основателем ордена Валлумброзан. Как гласит надпись на картине: «О рыцаре, который простил своего врага и о том, как образ Христа поцеловал его в знак того, что его деяния угодили Богу».
А предыстория такова. Однажды в Страстную пятницу Джованни въезжал во Флоренцию в сопровождении вооружённых сторонников, когда в узком переулке он наткнулся на человека, убившего его брата. Джованни собирался убить этого человека в отместку, но убийца упал на колени с распростёртыми в форме креста руками и взмолился о пощаде во имя Христа. И Джованни простил его. Когда же он вошёл в бенедиктинскую церковь в Сан-Миниато, чтобы помолиться, то фигура на распятии склонила перед ним голову в знак признания его щедрости. Вот почему Джованни и был канонизирован.
3. Последний сон Артура в Авалоне
Эдвард Берн-Джонс «Последний сон Артура в Авалоне», ок. 1881-1898 гг.
Хранится в Музее искусств Понсе, Пуэрто-Рико
Эта массивная картина размером 2,79 × 6,50 м считается главным произведением Берн-Джонса. Художник работал над ней тринадцать лет. Артур становился для живописца всё более автобиографичным, и Берн-Джонс уже отождествлял себя с ним. Сам автор говорил, что «прежде всего, эта картина о тишине». В 1880-е годы ушли из жизни несколько близких друзей Берн-Джонса, после чего художник стал испытывать растущую изоляцию и болезненное осознание собственной смертности. Согласно легенде, король Артур никогда не умирал, а продолжал спать в Авалоне, ожидая момента, когда нация больше всего будет нуждаться в его возвращении.
4. Спящая красавица в беседке из роз
Эдвард Берн-Джонс «"Спящая красавица в беседке из роз" из "Легенды о Брайар Роуз"», 1885-1890 гг.
Хранится в Бускот-Парке, Оксфордшир, Великобритания
Спящая красавица лежит на своей кровати, окружённая своими дремлющими слугами. На заднем плане роза окружает драпировку... «Легенда о шиповниковой розе» - название серии картин Берн-Джонса, написанных между 1885 и 1890 годами. Название серии происходит от версии, представленной братьями Гримм в их сборнике 1812 года. Четыре оригинальных картины - «Вересковый лес», «Зал совета», «Садовый дворик» и «Беседка из роз» - и ещё десять смежных панелей находятся в Бускот-парке в Оксфордшире (Англия).
5. Песня о любви
Эдвард Берн-Джонс «Песня о любви», 1868-1877 гг.
Хранится в Метрополитен-музее искусств, Нью-Йорк, США
Берн-Джонс связал эту картину с припевом из бретонской народной баллады: «Увы, я знаю песню о любви, грустную и счастливую, каждую по очереди». Когда картина впервые была выставлена в лондонской галерее Гросвенор в 1878 году, писатель Генри Джеймс восхищённо сравнил её с «каким-нибудь мягким Джорджоне или каким-нибудь ярко сияющим Тицианом».