Миниатюрные фигурки животных из сибирских самоцветов, созданные мастерами фирмы Карла Фаберже, были идеальным подарком на рубеже XIX-XX веков. Их коллекционировали Романовы, ими восхищались в Петербурге, Москве, Лондоне и Париже. И спустя 100 лет, в общем-то, ничего не изменилось, потому что каменный зоопарк Фаберже продолжает радовать и жителей, и гостей нашей Северной столицы
в Музее Фаберже.
Так вот, этот самый «Каменный зоопарк» Фаберже (или «Драгоценный зверинец», как обычно называют эту серию) был вдохновлён произведениями мастеров Китая и Японии. По свидетельству современников, Карл Фаберже обладал крупной коллекцией нэцкэ, которая насчитывала около 500 образцов. Собрание ювелира находилось в его кабинете в доме 24 по Большой Морской улице. Но каким бы не был источник вдохновения ювелира, Фаберже стал первым, кто возвёл произведения подобного рода в ранг искусства и сделал их дорогостоящими предметами коллекционирования.
И фигурки животных из камня от Фаберже очень любили постоянные клиенты ювелира, а вдовствующая императрица Мария Фёдоровна их просто обожала. В книгах Кабинета Его Императорского Величества записаны покупки аж 233 экземпляров фигурок от Фаберже с декабря 1891 по апрель 1916 года. Марии Фёдоровне очень нравилось выставлять сценки из этих фигурок на столах
в Аничковом дворце.
Все скульптурные изображения животных выполнены с большой наблюдательностью и тонким пониманием природного мира и зоологии. Кеннет Сноумен, первый исследователь Фаберже, например, утверждал, что камнерезную фигурку Фаберже можно отличить, если кажется, что она вот-вот оживёт и убежит. А управляющий лондонским филиалом Фаберже Генри Чарльз Бейнбридж, давая характеристику создаваемым фигуркам животных, писал так: «Прежде всего они должны быть хорошо упитанными. Никто не купит тощую и грустную зверушку, когда можно купить весёлое и сытое животное».
Ну, а возвращаясь к коллекции именно Марии Фёдоровны, стоит вспомнить, что среди них было много собак - бульдогов и мопсов, которые символизировали любовь, преданность и дружбу. И, кстати, в юности будущего императора Александра III в семье ласково называло «Бульдожкой» :)