Да-да, именно Онегин, вы всё правильно прочли. Дело в том, что в чек-листе весеннего марафона есть замечательное задание от
lady_tiana с просьбой рассказать о земляке, который сделал что-то важное для твоего города. А ещё ранее
я обещала вам рассказать об одном удивительном человеке, чья судьба тоже связана с А.С. Пушкиным, юбилей со дня рождения которого мы отмечали буквально на днях. В общем, выполняю задание и обещанное.
Так вот, тот, о ком я собираюсь вам сейчас рассказать, действительно практически мой земляк, поскольку, будучи внебрачным сыном русского дворянина, младенцем был обнаружен в Царскосельском Александровском парке. Подкидыша усыновила немецкая семья, которая дала ему фамилию Отто. Затем герой моего рассказа окончил гимназию и в юношеском возрасте решил сменить фамилию. Из любви к литературе принял фамилию знаменитого пушкинского героя, она-то и определила его жизненный путь. Право официально носить фамилию пушкинского героя Александр Фёдорович Отто получил высочайшим указом Александра III в 1890 году. К тому времени поклонник поэта называл себя так уже около 24 лет.
Известно, что Пушкин никогда не покидал пределов России, но в разных уголках мира как дань признания его великого таланта высятся его монументы. А самый первый в мире музей Пушкина был создан в Париже именно Александром Фёдоровичем Онегиным (Отто). Музей этот был открыт в трёх комнатах парижской квартиры Александра Фёдоровича в начале 1880-х на улице Мариньян, 25. В музее имелось рукописное, музейное и книжное отделения. Очень важное значение в пополнении музея имела дружба Онегина с Павлом Васильевичем Жуковским, сыном поэта Василия Андреевича Жуковского, с Иваном Сергеевичем Тургеневым, а также связь с крупными антикварными и букинистическими фирмами Европы и России.
Дом 25 по улице Мариньян в Париже | П.В. Жуковский и А.Ф. Онегин
В 1880-х годах Жуковский передал Онегину 60 рукописей Пушкина, документы своего отца, касающиеся дуэли и последних дней поэта, план квартиры на Мойке, посмертную маску Пушкина, рисунки Жуковского и Фёдора Бруни, изображающие тело Пушкина во время прощания, записки доктора В.И. Даля, И.Т. Спасского и другие предметы. Позднее Павел Жуковский передал Онегину и часть библиотеки своего отца, около 400 томов, и собственный ценнейший архив. Кстати, что касается посмертной маски Пушкина, то по семейному преданию Жуковских, в потёртом футляре с бархатом она «...сопровождала его [Василия Андреевича Жуковского] во всех жизненных странствиях». В 1899 году А.Ф. Отто-Онегин снял с маски 17 копий и отправил их в несколько российских университетов, в Императорскую академию наук и Румянцевский музей. А Иван Сергеевич Тургенев передал Онегину около 40 фотографий, собрание сочинений с дарственными надписями, портреты. Вот так, постепенно, квартира на улице Мариньян превратилась в музей, посвящённый русской литературе в целом, а объём библиотеки составил более чем 3500 томов.
Наибольшей известностью музей Онегина пользовался у русских путешественников и учёных. И его коллекция всегда содержалась в идеальном порядке. Сохранились воспоминания о том, как один из посетителей, войдя в квартиру коллекционера, спросил: «А где же начинается музей?», на что хозяин ответил: «Здесь всё музейное, кроме моей кровати».
В 1907 году уже широко известный Пушкинский музей Онегина посетил министр финансов России В.Н. Коковцев. Он должен был удостовериться в ценности онегинского собрания для будущего Пушкинского Дома, членом комиссии по созданию которого являлся. Коковцев сделал заключение о желательности приобретения собрания. В Париж был командирован литературовед Б.Л. Модзалевский для научной оценки материалов, а в 1909 году русский посол во Франции А.И. Нелидов подписал договор с Онегиным об условиях передачи его собрания России. Коллекционеру было выплачено 10000 рублей единовременно и назначена пожизненная пенсия в 6000 рублей ежегодно на пополнение коллекции. Выплаты осуществлялись до 1918 года, пока не была прервана связь с Парижем.
В 1920 году Онегин написал завещание, подтверждающее право Российской Академии Наук на собрание, завещал он Академии и капитал, который останется после его смерти. В 1927 году всё его имущество было перевезено в Ленинград. Онегин умер в Париже, а коллекция, т.е. рукописи и автографы русских и иностранных писателей пушкинской эпохи, портреты, виды мест, памятники, книги, в том числе около 400 книг из библиотеки В.А. Жуковского, поступила в Пушкинский Дом, из которого часть предметов была передана в 1953 году во Всесоюзный (ныне Всероссийский) музей А.С. Пушкина.
Вот так Александр Фёдорович Онегин фактически создал в моём городе прообраз будущего Пушкинского Дома - Института русской литературы Российской Академии наук, потому что значительную часть фондов Пушкинского Дома составила коллекция именно этого знаменитого коллекционера пушкинских реликвий по фамилии Онегин :)
Имя Пушкинского Дома
В Академии Наук!
Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук!
<…>
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!..
© Александр Блок