Про общие актёрские суеверия я вам рассказывала много раз, но к сказанному всё же добавлю ещё кое-что. Например, то, что только очень отважные актёры соглашаются играть покойника в гробу или участвовать в спектаклях «Макбет» и «Мастер и Маргарита». А музыку к «Макбету», считается, что нельзя напевать даже во время репетиций. Говорят, что «Песня ведьм» служит источником несчастий, столь часто сопровождающих постановки этой пьесы.
Некоторые песни и арии в принципе считаются в среде актёров музыкальных театров и музыкантов приносящими неудачу. Их нельзя петь, насвистывать или играть в театре в любое время, кроме непосредственного представления пьесы или оперы, для которых они написаны. Одна из них - это, например, «Гудбай» Тости. Другая - «Мне снилось - живу я в гранитном дворце» из «Богемской девушки». Последняя настолько зловеща, что, даже если её напевать или насвистывать абсолютно машинально, это может привести к провалу постановки или даже к смерти кого-то в театре.
В Большом театре, как и в некоторых других (очень во многих, я бы сказала), никто не пересекает до начала действия сцену, а переходят из кулис в кулисы по заднику. Артисты Большого знамениты ещё и тем, что половина труппы перед спектаклями ни при каких условиях не моет голову, тогда как другая половина, наоборот, выходит на сцену чуть ли не с мокрыми волосами :) (В каждой избушке, как известно, свои погремушки :))
Те же актёры, кому уже довелось столкнуться с чем-то потусторонним, неизвестным и пугающим, со временем стали находить свои способы для привлечения муз и борьбы со злыми духами и тёмными силами. Есть, к примеру, такая традиция: после устройства на работу в новый театр артист должен остаться один на один со сценой и, поклонившись, попросить у неё помощи и вдохновения. Если этого не сделать - успеха не будет. Я сейчас служу в театре, работающем в выездном порядке, так что, увы, просто физически не успеваю проделывать сие с каждой новой площадкой. Впрочем, ещё от своего мастера переняла т.н. «ритуал знакомства со сценой»: если играешь на каких-то новых для тебя подмостках, лучше перед началом спектакля со сценой познакомиться, поздороваться, одним словом, наладить контакт :) Впрочем, как уже неоднократно упоминала, я отношусь к категории практически не суеверных артисток. А вот в Малом театре, кстати, эта традиция и вовсе переросла в целый ритуал: новобранец под руководством старожила подходит к выбитому на сцене гвоздиками кресту и, целуя его, как бы перенимает опыт и знания старшего коллеги.
Как уже говорила, мало кто из артистов соглашается сыграть роль, в которой ему предстоит лежать в гробу. Говорят, что первой жертвой проклятия «смертельных ролей» стала знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова. Незадолго до свой смерти она репетировала роли Офелии и Клеопатры, которые, как известно, в ходе пьес трагически погибают. Тогда-то к Жемчуговой якобы и явилась гадалка, которая напророчила актрисе скорую смерть, если та не откажется от участия в постановках. Она утверждала, что две сыгранные на сцене покойницы обязательно притянут к себе третью - саму Прасковью. Но та не послушала гадалку, сыграла обе роли и вскоре умерла при родах.
Не любят актёры и роль Ивана Грозного. Так повелось с тех пор, как в 1945 году Николай Хмелёв умер на сцене в костюме и гриме Ивана Грозного. К смерти исполнение этой роли, может быть, и не приведёт, но тяжело заболеть или получить травму, сыграв царя-деспота, можно с лёгкостью. От плохой ауры роли Ивана IV пострадало немало актёров, включая Сергея Боярского (дядю Михаила Боярского), Евгения Евстигнеева, Александра Михайлова.
* * *
Вот такое оно, актёрское
сверхЛЕСтественное. Этой весной я рассказала вам 10 историй о мистическом, царящем в мире театра, моём родном городе и даже других местах. И если эта рубрика была вам интересна, то, может быть, мы когда-нибудь продолжим :)