Именно 31 марта 1889 года, то есть ровно 135 лет назад, была открыта главная достопримечательность и визитная карточка Парижа, символизируя романтику и изобретательность Города огней. Да, конечно же, речь идёт об Эйфелевой башне.
Построенная башня поражала воображение дерзким решением формы, а её создатель, Эйфель, подвергался постоянной критике за этот проект и даже был обвинён в попытке создать «нечто нехудожественное». В 1887 году, например, 300 писателей и художников направили целый протест властям Парижа. «Железная леди» в нём называлась «...бесполезной и чудовищной конструкцией», «смехотворной башней, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба» и даже «ненавистной колонной из железа и винтов, которая простирается над всем городом, как чернильная клякса». Между прочим, среди подписавшихся под документом были Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и Шарль Гуно. Другие критики ещё больше развили яростную обличительную речь, бросая и такие оскорбления, как: «этот поистине трагический уличный фонарь» (Леон Блуа), «этот каркас колокольни» (Поль Верлен), «эта мачта из железного гимнастического аппарата, неполная, спутанная и деформированная» (Франсуа Коппе).
Скорее всего, писателям и художникам было просто невдомёк, что необычная форма башни была обусловлена соображениями устойчивости. В одном из интервью Эйфель сказал:
«Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырёх внешних краёв монумента продиктовано и математическими расчётами, и эстетическими соображениями».
Планировалось, что Эйфель демонтирует свою конструкцию через 20 лет после постройки, и от планировавшегося сноса башню спасло лишь то, что на её верхушке были установлены радиоантенны. Кроме того, необычное сооружение привлекало туристов: всего за полгода работы выставки (а Эйфелева башня была построена для Всемирной парижской выставки 1889 года, отмечавшей столетие французской революции) на неё пришло посмотреть более двух миллионов посетителей, так что, к концу года удалось возместить вообще все затраты на строительство. Сегодня, как вы наверняка знаете, «Железная леди» служит и как телевизионная башня.
А вот ещё несколько интересных фактов из «биографии юбилярши».
Когда Германия оккупировала Францию во время Второй мировой войны, Гитлер приказал снести Эйфелеву башню, но этот приказ так и не был выполнен. Перед самым приездом Гитлера в Париж в 1940 году, французы повредили привод лифта, который из-за войны невозможно было починить. Нацистские солдаты должны были влезть на самую вершину башни, чтобы закрепить знамя со свастикой, но из-за больших размеров его сдуло ветром. Флаг заменили меньшим. Потом один француз заменил его родным триколором. Говорили, что Гитлер завоевал Францию, но не завоевал Эйфелеву башню. Он, кстати, так и не смог на неё подняться.
А в августе 1944 года Гитлер дал указание военному губернатору Парижа генералу Дитриху фон Котлицу уничтожить башню и другие достопримечательности города. Котлиц не повиновался. Удивительно, но буквально через несколько часов после освобождения Парижа союзниками привод лифта снова заработал :))
Однажды Эйфелева башня стала самым большим рекламным щитом в мире. Когда между 1925 и 1936 годами на Париж опускались сумерки, четверть миллиона цветных лампочек, прикреплённых к трём сторонам шпиля башни, загорались, чтобы составить 30-метровые вертикальные буквы французской автомобильной компании "Citroën". Реклама сияла так ярко, что её было видно почти за 35 километров, и Чарльз Линдберг использовал её как маяк, когда приземлился в Париже во время своего одиночного трансатлантического полёта в 1927 году.
Когда Эйфелева башня открылась в 1889 году, она была красновато-коричневого цвета. Десять лет спустя она была покрыта жёлтой краской. Башня также была жёлто-коричневой и каштаново-коричневой до того, как в 1968 году был принят нынешний специально смешанный «Коричневый цвет Эйфелевой башни». Каждые семь лет на башню наносится около 60 тонн краски. Это не только сохраняет внешний вид так называемой La dame de fer («Железной леди»), но и защищает железо от ржавчины.
В 1925 году мошенник Виктор Люстиг дважды «продал» Эйфелеву башню на металлолом.
Но, слава Богу, до наших дней Эйфелева башня сохранилась практически в первозданном виде. И на ней до сих пор безотказно работает уникальный гидравлический лифт.