Эти слова многочисленные британские легенды приписывают Ричарду Шеридану, знаменитому автору «Дуэньи» и «Школы злословия», который хладнокровно заказал себе стакан креплёного вина, пока рядом горел принадлежащий ему театр Друри-лейн. Помимо этого те же легенды рассказывают о многих и многих странностях этого старинного театра. Вот некоторым из них и будет посвящён сегодняшний выпуск
«СверхЛЕСтественного».
Основанный ещё в 1663 году, Друри-лейн давно стал пристанищем для гостей с того света и местом, где мистические проявления встречаются буквально на каждом шагу. Самый известный из здешних призрачных обитателей - Человек в сером. Вот уже более 200 лет некто в серых бриджах, сюртуке, шляпе-треуголке и при шпаге появляется в Друри-лейн. Он неспешно гуляет по коридорам и даже приветствует актёров, приподнимая шляпу, шествует по проходам между кресел, а потом может внезапно свернуть и... исчезнуть в стене или просто раствориться в воздухе. Порой его видят даже сидящим в зрительном зале, но только когда на сцене ещё не идёт представление или оно уже закончено - этот призрак почему-то не любит толпу :)
Историки-театроведы утверждают, что около 100 лет назад во время капитального ремонта театрального здания здесь обнаружили маленькую потайную комнату. В ней нашли человеческий скелет в истлевшей серой одежде. В груди несчастного между рёбрами намертво застрял заржавевший от крови старинный кинжал. Разумеется, с тех пор считается, что призрак в сером - дух убитого в театре человека.
По одной из версий, при жизни таинственный незнакомец в треуголке был увлечённым театралом, имел неосторожность влюбиться в одну из актрис Друри-лейн и даже добился у дамы взаимности. И за это вскоре и был заколот её прежним возлюбленным - работником театра, которому затем не составило труда спрятать тело в одной из известных только ему комнатушек, которых было целое множество в старинном здании. По другой версии, Человек в сером, также известный театрал, был влюблён в приму театра и преследовал её так активно, что девушке пришлось пожаловаться управляющему театром и даже пригрозить уйти в другую труппу, если её не избавят от настырного поклонника. Управляющий, человек суровый и даже жестокий, недолго думая, заколол ретивого влюблённого, а его тело надёжно спрятал в своём театре. Так или иначе, с тех пор по Друри-лейн бродит неприкаянный дух. Может быть, до сих пор ждёт выступления той самой актрисы?
Что интересно, видят Человека в сером только актёры или самые ярые театралы, простым обывателям он никогда не показывается. Участники труппы верят, что визит призрака перед спектаклем сулит успех. Например, большинство актёров, игравших в нашумевшем спектакле «Танцующие годы», утверждали, что видели Человека в сером, когда собрались на сцене для того, чтобы сфотографироваться на афиши. А вот если призрак является только после премьеры - жди разгромных статей от критиков в СМИ.
Но таинственный дух в сером костюме - не единственный потусторонний завсегдатай Друри-лейн. Так, в одной из гримёрных театра прямо на стене или в зеркале иногда проявляется лицо известного комедийного актёра и танцовщика Дэна Лино. Говорят, при жизни он пользовался именно этой гримёрной. А порой его невидимый призрак проходит по сцене во время генеральных репетиций. Узнать о том, что их посетило привидение, актёры могут по сильному и стойкому аромату лаванды, который якобы распространяет этот неспокойный дух. Ещё при жизни актёр, которому все время казалось, что от него плохо пахнет, выливал на себя целые флаконы популярной в то время душистой лавандовой воды.
Также здесь были замечены и призраки двух тёзок - актёров Чарльза Маклина и Чарльза Кина. Ничем примечательным эти духи не занимались и ничем особенным не отличились, а лишь безмолвно прогуливались за сценой.
Кроме того, многие актёры Друри-лейн по сей день готовы засвидетельствовать, что на сцене этого театра их порой толкают невидимые руки. Иногда они сильно отвлекают и мешают актёрам играть, а порой готовы немало помочь в исполнении сложных этюдов. Например, актёр Майкл Кроуфорд однажды заявил, что в одном трудном сценическом эпизоде ему помогла чья-то незримая рука, в нужный момент удержавшая актёра от падения. А вот театрального архивариуса Джорджа Гора призраки явно невзлюбили, и каждый раз, когда он выходил из своего кабинета, чтобы отправиться домой, его ни в какую не отпускали и тянули за пальто обратно в кабинет всё те же невидимые руки.
Хватает в театре и своих примет и суеверий. Одно из них связано с гримёрной звезды театра Эдмунда Кина, блиставшего здесь в шекспировских ролях в начале XIX века. Легенда гласит, что если на ночь оставить перед зеркалом листок с написанным вопросом, перо и чернила (современные шариковые ручки не подойдут! :)) - утром на листке появится ответ, выведенный старинным каллиграфическим почерком. Правда, вопрос следует формулировать очень чётко, поскольку неизвестный фантом может написать в ответ только «Да» или «Нет» :)
Рубрика временно, но активно, перемещается, как вы успели заметить, в Англию. Ну, что поделать, если театральное
сверхЛЕСтественное столь рьяно обитает именно в британских театрах. Но, конечно, мы поговорим и о другом необычном и загадочном, только уже в следующих выпусках.