Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №10 (финальный)

Feb 27, 2024 14:25

10 мая 1947 года на киностудии «Ленфильм» прошёл общественный просмотр кинокартины «Золушка». Да, этот фильм появился буквально через два года после войны, чтобы подарить измученному народу немного чуда. И те из вас, кто внимательно читал все предшествующие девять выпусков «Зимней лИСтКУССТВенницы», возможно, уже догадались, что под финал мы поговорим именно об этой волшебной киносказке.


Итак, работа над «Золушкой» была начата через 20 дней после празднования Победы, то есть в 1945 году. И тогда, обсуждая на худсовете сценарий, многие актёры и режиссёры (Борис Бабочкин, например, Иван Пырьев и др.) очень жалели, что фильм будет запущен в чёрно-белом варианте. Но в то время единственным фильмом, снятым на цветную плёнку, стал знаменитый Парад Победы на Красной площади весной 1945 года, а всем остальным приходилось довольствоваться чёрно-белым изображением. Впоследствии, как вы знаете, практически рассыпавшийся от времени чёрно-белый вариант этой картины был не только восстановлен, но и сделан новый, т.е. в цвете. Современные компьютерные программы позволяют, к примеру, по оттенкам серого цвета в кадре определить изначальные краски тканей костюмов или декораций.

А тогда (почти 79 лет назад!!!) художник-постановщик киностудии Николай Акимов предложил экранизировать знаменитую сказку «Золушка». Идея появления французского сюжета на советских экранах сначала показалась худсовету странной, но всё же съёмки были разрешены, поскольку сказку сочли «мотивирующей и жизнеутверждающей», а в послевоенное время это было очень важно. Режиссёром стала бывшая жена Николая Акимова - Надежда Кошеверова (впоследствии подарившую отечественному кинематографу такие картины, как «Укротительница тигров» и «Тень»), а сценарий по мотивам произведения Шарля Перро создал знаменитый сказочник Евгений Шварц. Акимов же был движущей силой проекта и лично выступил автором костюмов и декораций.

Конечно, сегодня нам сложно представить в роли Золушки кого-то другого, кроме Янины Жеймо, однако изначально у худсовета были сильные сомнения: а сможет ли актриса, которой тогда было почти под 40, сыграть 16-летнюю девушку? Особенно если учесть, сколько этой актрисе пришлось пережить…


Анна Танкеева, руководитель отдела спецпроектов объединения «Крупный план»:

«Жеймо ещё в самом начале блокады могла уехать в эвакуацию или в Алма-Ату вместе с "Ленфильмом", или со своим мужем, знаменитым режиссёром Иосифом Хейфицем, в Ташкент. Но она осталась в Ленинграде - отказалась бросать свою больную сестру, а когда появилась возможность уехать в Ташкент, поездка растянулась почти на два месяца. Поползли слухи, что поезд разбомбили, и Жеймо погибла. Иосиф Хейфиц нашёл утешение с другой женщиной. Для Жеймо измена мужа, которого она искренне любила, оказалась страшным ударом. Внутренне она была абсолютно опустошена. В 1944 году "Ленфильм" вернулся в Ленинград, и Надежда Кошеверова, будущий режиссёр "Золушки", вспоминала: как-то она шла по "ленфильмовским" коридорам и вдруг увидела Жеймо. Актриса сидела на каких-то ящиках, потерянная. "И мне так захотелось что-то сделать для неё!",- признавалась тогда Кошеверова...»

И она сделала - пригласила Жеймо в «Золушку» на главную роль.

Надежда Кошеверова, кинорежиссёр:

«Она [Жеймо] немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: "А кто напишет сценарий?" И я, не задумываясь, выпалила: "Шварц". Разумеется, никакой предварительной договорённости с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся. Сценарий писался специально для Жеймо».

Сценарий подготовили к маю 1946 года, а уже летом приступили к съёмкам. Впрочем, чиновникам не нравилось, как идёт работа у Кошеверовой, а посему они назначили второго режиссёра, Михаила Шапиро. В качестве художественного руководителя съёмочного процесса поставили Георгия Козинцева. Три начальника никак не могли ужиться у камеры и долго спорили относительно того или иного эпизода. Ситуацию в итоге исправил Шварц, который убедил руководство «Ленфильма» предоставить создателям «Золушки» свободу действий. Съёмки вновь перешли под полный контроль Кошеверовой, которая закончила работу к зиме 1946 года.

А вот во время утверждения актёров на роли один из членов худсовета, знаменитый артист Алексей Дикий, высказал осторожное опасение: Золушка-Жеймо будет на экране выглядеть «пожившей». Может, лучше всё же остановиться на молоденькой балерине Марии Мазун? Тогда на защиту Жеймо бросились режиссёры Михаил Ромм и Сергей Герасимов: она умеет перевоплощаться. Ведь, например, за пару лет до «Золушки» Жеймо, женщина за 30, снялась в образе… 12-летней девчонки (речь идёт о фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Юный Фриц» 1943 года, где Янина Жеймо сыграла Гертруду, девочку попавшую в гестапо - прим. Элики). Да и опыт у неё колоссальный: с 3-х лет она, родившаяся в цирковой семье, выступала на арене вместе с родителями.


Словом, Жеймо утвердили. На площадке она мужественно переносила изощрённую пытку: волшебные хрустальные туфельки на самом деле были сделаны из оргстекла и причиняли актрисе чудовищную боль. К актрисе добавлялся «аромат» бензина: им отчищали белые перчатки Золушки (других отбеливателей тогда просто не было).

Анна Танкеева, руководитель отдела спецпроектов объединения «Крупный план»:

«Ходили легенды, что для "Золушки" вывезли чуть ли не вагон костюмов из берлинских театров. На самом деле костюмы шили на "Ленфильме", с чем-то помогли театры, которые возвращались из эвакуации в Ленинград, какие-то детали реквизита приносили из дома члены съёмочной бригады. Ведь на "Золушке" работал цвет ленинградской творческой элиты, и у них на растопку в блокадные годы ушли далеко не все семейные реликвии».


Правда, из-за одной такой реликвии чуть не сорвались съёмки. Игорь Клименков, сыгравший пажа, вспоминал, как на натурных съёмках под Ригой Фаина Раневская (Мачеха) потеряла кольцо. Раневская, как известно, происходила из очень богатой семьи, но, так как в театр она ушла против родительской воли, отец-миллионер лишил её наследства. Кольцо было, по сути, единственной фамильной драгоценностью актрисы. По требованию Фаины Георгиевны, съёмки приостановили, и все - от актёров до ассистентов - начали ползать по земле в поисках украшения. Через несколько часов измученный режиссёр, понимая, что рабочий день может оказаться потерянным, осторожно спросила: «Фаина Георгиевна, мы можем продолжить работу? Свет уходит!» И услышала в ответ: «Весь ваш ср@ный фильм не стоит одного моего кольца!» :)) К счастью, драгоценность в итоге нашли, и съёмки благополучно довели до конца.


Но, конечно же, Фаина Раневская превосходно исполнила свой образ, и Мачеха стала одной из лучших её комедийных ролей. Кстати, Раневская очень трепетно отнеслась к этой своей роли и ради неё даже сильно похудела. Гримёр снял с лица актрисы слепки и сделал накладки на нос и щёки, чтобы героиня выглядела устрашающе, но в ходе работы стало ясно - такой грим отнимает уйму времени и выглядит ненатурально. Тогда Раневская согласилась подтягивать свой нос, чтобы он выглядел вздёрнутым, при помощи каучукового клея и кусочка тюля. А за щёки она запихивала вату. Когда её просили не мучить себя, Фаина Георгиевна отвечала, что «для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли». (И это золотые слова! - прим. Элики).

В фильме, как и в классической версии сказки, одним из главных атрибутов Золушки, помимо кареты из тыквы, а также мышей, превращённых в упряжку лошадей, является хрустальная туфелька. Именно она становится связующим звеном для влюблённой пары. Обувь для Янины Жеймо, как уже говорилось, пришлось изготавливать из оргстекла - у артистки был 31-й размер. Ни ходить, ни танцевать в таких туфлях она не могла. В итоге пару прозрачной обуви использовали в «Золушке» только как реквизит. Жеймо лишь пару раз вошла в них в кадр.

В жизни Янина Жеймо вовсе не была скромной простушкой. В перерывах она курила крепкие папиросы, щёлкала семечки и задавала режиссёру чёткие вопросы относительно следующей сцены. А чтобы выглядеть моложе, актриса высыпалась и снималась только по вечерам, потому что утром, как она говорила, «лицо было не то». На всякий случай, чтобы избежать возрастного контраста, на роль принца также нашли более взрослого актёра - 35-летнего Алексея Консовского. Правда, после премьеры школьницы, думая, что он их ровесник, засыпали его любовными письмами. А отца Золушки сыграл Василий Меркурьев, который был всего на пять лет старше своей экранной дочери.




А вот дольше всего не могли найти актёра на роль мальчика-пажа. Режиссёр перебрала тысячи фотографий подростков, и ни один не подходил. Нужный типаж нашёлся в библиотеке Дворца пионеров: там помощник режиссёра наткнулась на 13-летнего Игоря Клименкова. После «Золушки» актёр снялся в фильме «Счастливого плавания!», а потом провалил несколько проб, разочаровался в кино и плотно занялся музыкой. Впоследствии Игорь Клименков снискал славу выдающегося гитариста.


Фильм снимали в неотапливаемых и разрушенных снарядами павильонах: актёры мёрзли, а операторам приходилось так исхитряться, чтобы в кадр не попадали обветшалые стены и потолок. Роскошные костюмы и декорации собирали буквально с миру по нитке. Мебель приносили из домов, часть нарядов шили из бархатных штор, а для платьев Золушки и Феи-крёстной Фаина Раневская лично принесла из дома кусок привезённого из-за границы шифона. Актриса поделилась и своим настенным бра - его кристаллики пошли на украшения. Королевский дворец был одной большой декорацией, построенной в павильоне «Ленфильма»; уличные же сцены снимали в Риге.

И несмотря на то, что «Золушка» вызвала всеобщее восхищение, сдача фильма художественному совету (а в него входили и чиновники от кинематографии, и режиссёры, и актёры) шла довольно нервно.

Эльдар Рязанов, кинорежиссёр:

«Иван Большаков, который в те годы был министром кинематографии СССР, выдвинул идеологические претензии: почему это король в фильме получился не только положительным, но ему в уста ещё и оказалась вложена основная мораль фильма: о том, что никакое волшебство не сделает ножку маленькой, а сердце большим? "Что же это получается? - негодовал министр на обсуждении фильма. - У вас носителем правды, добра являются король, принц, а не народ?" Переделать это было невозможно, но в будущем режиссёры учли его посыл, и в сказках Александра Роу, к примеру, король был всегда персонажем либо отрицательным, либо глуповатым».


Но если короля из сказки выкинуть было довольно сложно, то с Феей приёмная комиссия обошлась весьма сурово. Сыграла её Варвара Мясникова. Режиссёр задумывала эту героиню как женщину из другого мира, как персонаж очень модерновый: Фея была шикарной дамой, она красиво курила длинные сигареты, вынимая их из портсигара. А паж красиво зажигал спички, поднося их к этим тонким сигаретам... В окончательном варианте от Феи остались только несколько общих планов и пара крупных портретов, на которых выделялись брови, и по моде того времени они были выщипаны в тонкую ниточку.


Цензоры даже умудрились усмотреть эротику в совершенно невинных сценах. Эльдар Рязанов вспоминал, что по этой причине Надежде Кошеверовой пришлось переделать одну из реплик пажа. В оригинале это звучало так: «Я не волшебник - я только учусь. Но любовь помогает нам делать настоящие чудеса!» Однако для приёмной комиссии слово «любовь» было равно слову «эротика», а в картине для детей никакой эротики быть не должно! Поэтому «любовь» заменили на «дружбу».



Это был десятый (финальный) выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
А теперь - внимание! В четверг, 29 февраля, не забудьте заглянуть в мой блог и поучаствовать в итоговой викторине по мотивам всех 10-ти выпусков «Зимней лИСтКУССТВенницы». Викторина, конечно же, будет хоть и с небольшими, но приятными призами. Не пропустите! А итоги подведём уже весной, в начале следующей недели. Так, думается, у вас будет достаточно времени вспомнить (а при необходимости и перечитать) все зимние выпуски, а значит - больше шансов правильно ответить на вопросы викторины и получить памятные призы :)

#такаязима, #10постовпроекта, лИСтКУССТвенница

Previous post Next post
Up