Пьесу Александра Вампилова «Старший сын» большинство знают по культовому советскому фильму. Там прекрасный и звёздный актёрский состав (Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова и др.). Фильм снят Виталием Мельниковым, и при его блестящей режиссуре в сочетании с таким исполнительским составом по умолчанию не мог получиться плохо. Поэтому, когда идёшь смотреть постановку этой пьесы другими режиссёрами, невольно будешь сравнивать с этим эталоном.
До сегодняшнего дня я видела «Старшего сына», помимо упомянутого фильма, ещё дважды. Сперва в Камерном театре Малыщицкого. Это была в какой-то степени новаторская и очень авторская трактовка, в чём-то необычная и даже немного осовремененная, но поскольку у режиссёра того спектакля, Юрия Дормидонтова, отменный художественный вкус, это не было ни пошло, ни глупо, и если и было оригинально, то в самом хорошем смысле. Потом был «Старший сын» в театре «Мастерская», с которого я ушла чуть ли не через 15 минут от начала. Вот там даже за 15 минут сценического действия нам умудрились продемонстрировать и пошлость, и глупость, и провальную режиссуру, и бездарнейшую актёрскую игру во всей своей красе. Такую трактовку этой пьесы Вампилова я не пожелаю увидеть даже лютому врагу.
А сегодня я посмотрела «Старшего сына» в одном из моих самых любимых театров -
Пермском театре «У Моста» teatru_mosta. Во вступительном слове режиссёр, художественный руководитель и основатель этого театра Сергей Федотов произнёс мудрейшие слова о том, что он является сторонником того, чтобы классику, включая и советскую драматургию, ни в коем случае не осовременнивали. Напротив, нужно стараться передать дух той эпохи, в которую материал и был создан драматургом. И вообще ставить на первое место не себя, как режиссёра со своими какими-то идеями, художественными наворотами и оригинальными ходами, а автора. В данном случае - Александра Вампилова. «Здесь в первую очередь должен быть дух драматурга Вампилова, а не что-то ещё», - сказал режиссёр.
И Театру «У Моста» (как впрочем и всегда) это блестяще удалось.
В программке спектакля справедливо указано, что он идёт «на одном дыхании и оставляет необычайно светлое впечатление». Это получилась действительно провинциальная комедия, когда ты и смеёшься, и плачешь, и смеёшься со слезами на глазах. Это и вправду «та эпоха», которая была воссоздана на сцене всем: декорациями, реквизитом, музыкальным сопровождением, костюмами. Всё точно, всё продумано, всё словно «оттуда». Что огромная нынче редкость, но к постановке был даже привлечён научный консультант, кандидат исторических наук Аркадий Александрович Константинов, посему неудивительно, что в такой именно интерпретации известной пьесы было столько точного и исторически верного.
Ну, и, конечно, если спектакль удался, то кого следует хвалить в первую очередь? Разумеется, актёров :) Я отмечу в первую очередь вот этих исполнителей:
Виталий Швец - на сегодняшний день это лучший Васенька Сарафанов, которого я видела. Играть возрастные роли (что в одну, что в другую сторону) необычайно сложно. Есть риск как минимум скатиться в кривляние и наигрыш (и за печальным тому примером ходить далеко не надо - добро пожаловать в театр «Мастерская»), а здесь был самый что ни на есть искренний и наивный влюблённый подросток.
Артём Пицык (Сильва) - да-да, тот самый
«Зверь», если вы видели или слышали про этот невероятный спектакль этого же театра. Талантливейший молодой актёр.
Дмитрий Мурзаев (Владимир Бусыгин) - ещё один пример молодого актёрского таланта.
Илья Бабошин (Сарафанов старший) - ещё одно подтверждение тому, как молодой актёр может мастерски играть возрастную роль. Я не поверила своим глазам, когда зашла на сайт театра и выяснила, что этому артисту всего-то 41 год. Потому что 2,5 часа на сцене перед нами был почти старик и почтенный отец троих взрослых детей.
Денис Иванов (Михаил Кудимов, жених Нины, дочери Сарафанова) - а вот это тот случай, когда актёр выходит всего лишь в эпизоде, но запомнится вам надолго. Потому что будет невероятно точен в своих оценках, в актёрском наблюдении. Узнаваемый образ на все времена: до сих пор нам в жизни встречаются такие товарищи, что словно медведь в «Теремке» приходят и ломают на корню созданное другими...
...Не так давно разговаривала с молодой коллегой, которая заявила, что, по её мнению, советская драматургия давно устарела, дескать, там даже фразы и диалоги героев вычурные и какие-то пафосные, совершенно не доступные пониманию современного зрителя или читателя. В общем, по её разумению, надо или за такой материал вообще не браться, или «всё там переписывать».
Ну-ну. Нет, ребята, советская драматургия, и Александр Вампилов в частности, никогда не устареет. И те вопросы, которые поднимаются в этих пьесах, и те ценности, которые там утверждаются, они на все времена. Просто за их постановку должны браться такие режиссёры, как Сергей Федотов. А играть в них должны исключительно актёры такого уровня, как в театре «У Моста». Вот и всё. Тогда будет вам и понимание, и сопереживание, и узнавание, всё будет.
Кстати, 7 октября театр будет отмечать свой юбилей, 35 лет. С чем я его от души от себя лично поздравляю и желаю ещё чаще приезжать к нам, в культурную столицу, с гастролями. Потому что каждый такой приезд - это самый настоящий праздник искусства.
P.S.
kak_feya, я благодарю тебя за компанию, была счастлива вместе с тобой смотреть этот удивительный спектакль!