Вчерашний концерт в
Мальтийской Капелле назывался «Концерт-исследование: Церковные мотивы в музыке». Но, на самом деле, правы были те зрители и слушатели, что назвали его «концертом-событием». Ибо это действительно так.
![](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/909727/909727_300.jpg)
В первом отделении играла замечательная пианистка Мария Чёрная. И это было первой частью большого музыкального события, поскольку прозвучали произведения, исполнение которых не так уж часто можно послушать вживую: «Метаморфозы» и соната «Трилогия» Гласса, «Граунд до минор» Пёрселла, Хоральная прелюдия «Я взываю к тебе, господь Иисус» Баха (насколько я помню, именно она звучит в «Солярисе» Андрея Тарковского). А второе отделение - вот это был самый настоящий подарок всем ценителям музыки. Потому что в нём выступал композитор Владимир Мартынов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/909995/909995_300.jpg)
И вот тут нужно остановиться чуточку подробнее. Дело в том, что Владимир Мартынов - тот самый «редкий» композитор, идеи которого известны, наверное, немногим больше, чем, собственно, его музыка. Правда, не вся его музыка безоговорочно с ним ассоциируется: к примеру, мало кто знает, но это именно он сочинил саундтрек к «Острову» Лунгина, «Михайло Ломоносову», «Холодному лету пятьдесят третьего» и даже к мультфильму «Шкатулка с секретом». Кстати, композитор ещё и является довольно плодовитым писателем и замечательным рассказчиком, о чём знает всякий, кто был на его персональном спектакле в рамках проекта «Человек.док». А ещё он - довольно конфликтная фигура - нет-нет, не в прямом смысле, а в том, что идеи композитора и связанная с ними музыка зачастую очень сильно раздражают многих его коллег. Ну, например, Мартынова любят обвинить в формализме, в том, что он - приверженец одного формального приёма в музыке, что за повторением одного и того же пышного фортепианного паттерна, так свойственного автору, ничего нет; мол, композитор «просто вдохновенно водит всех за нос», и не более. Ну, а соратники Мартынова, равно как и те, кому по-настоящему нравится его музыка (а таких много, и я тоже в их числе), считают, что если это и пустота, то пустота высшего порядка, «пустота хлопка одной ладонью и остановки мысленного потока» - то есть того, чего средствами музыки почти невозможно достичь. Кстати, и сам Мартынов считает это именно разновидностью духовной практики.
Вчера Владимир Мартынов исполнял свой "Opus Prenatum". В Интернете вы можете найти и послушать фрагменты этого произведения в инструментальном звучании, а вот нам, вчерашним слушателям Мальтийской Капеллы, повезло услышать его в исполнении авторском и в фортепианной версии. Вот потому я и говорю: то, что произошло вчера, было не столько концертом-исследованием, сколько концертом событием :)
![](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/910207/910207_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/910556/910556_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/elika/8509265/910764/910764_300.jpg)