Как 50 раз сыграть спектакль, кого любить и не любить, и как правильно кланяться

Feb 27, 2023 01:07

Давно я не отвечала на вопросы друзей Леса, а тут вот прилетели несколько интересных вопросов от моих давних френдов и постоянных читателей graf_o_mann и elira. Так что, самое время для рубрики «Вы нашуршали - разбираю листву». Сегодняшний выпуск целиком и полностью будет состоять из вопросов и ответов на профессиональную тему.

Отвечая на этот вопрос, приведу высказывание одного из моих любимых актёров Аль Пачино: «Театр больше похож на настоящую жизнь: свои достижения вы выносите на сцену и показываете в течение двух-трёх часов. И больше это никогда не повторится. Я бы сравнил это с хождением по канату в ста футах над землёй и безо всякой страховки. А в кино канат лежит на полу…»
Прекрасный Аль Пачино прав, как никогда. В кино ты проживаешь жизнь своего персонажа первый и единственный раз, зато если что-то пошло не так, по велению режиссёра или собственной просьбе, ты можешь тут же всё исправить. Следующим дублем, а то и не одним. В театре у тебя такой возможности нет. Нельзя обратиться к театральной публике, дескать, уважаемые зрители, забудьте то, что вы только что видели, сейчас мы всё переиграем. Придётся или выкручиваться тут же, «не отходя от кассы», или исправлять свои ошибки в следующий раз, на следующем спектакле. Зато театр даёт тебе уникальную возможность раз за разом проживать жизнь своего героя, и проживать её по-новому. Это может быть один и тот же спектакль, в котором ты играешь одну и ту же роль, но каждый раз всё будет иначе. Это будет один и тот же спектакль, но если он сыгран 50 раз, это будут, по сути, 50 разных спектаклей. И именно поэтому - нет… конечно, это не надоедает и не приедается. Ведь ты можешь экспериментировать, открывать в своём герое какие-то новые черты и нотки, и то же самое будут делать и делают (во всяком случае, должны делать! :)) твои партнёры.

А вообще хочу сказать, что 50 раз одного и того же спектакля за два года - это не так уж и много, если вдуматься :) Я играю свою Долли примерно раз-два в месяц на протяжении сезона, сейчас вот в театре в связи с выпуском нового спектакля («Старомодной комедии»), в котором я не занята, наш «Играем «Театр» отложили аж до 27 марта. Это я к тому, что с такими перерывами я даже успеваю по Долли соскучиться :) И это в каком-то смысле тоже плюс.


Бенедикта Камбербэтча очень уважаю. Во-первых, за его умение (в отличие от многих российских актёров) существовать абсолютно искренне даже в таких предлагаемых обстоятельствах, которые совершенно нелепы. Однажды я уже говорила об этом, вот тут. Проще говоря, играя гротесково, запросто можно улететь в элементарный стёб и иронию. Что мы сплошь и рядом наблюдаем в отечественном кино и театре. А ирония актёра обедняет и обкрадывает. Если ты творишь даже полную ахинею, ты должен на 200% в эту самую ахинею верить. В этом плане сериал «Шерлок», например, замечателен хотя бы тем, что все играющие в нём артисты - и Камбертбэтч, и все его партнёры - ни на долю секунды не теряют этой самой веры. И какими бы странными они при этом не казались, какой бы, в общем-то, нелепой и гротесковой не была бы форма их там существования, именно по причине упомянутой веры смотрится это невероятно интересно. Ну, и, конечно же, я снимаю шляпу перед этим артистом за его актёрские наблюдения. Да, я про его талантливейшее перевоплощение в дракона :)
Венсан Кассель - ничего не скажу, не видела ни одной его работы. Каюсь, наверное, стоит посмотреть, да?
Мадс Миккельсен - глубокий драматический актёр. С невероятной и даже необычной харизмой. Лично мне было достаточно прийти к такому мнению, увидев его только в «Охоте».

Как правило, спектакли заканчиваются дважды, в смысле, двумя такими разновидностями поклонов. Первый - это то, что было заранее поставлено. Актёры ещё «не вышли из образов», они выходят к публике на поклон, но так, как это бы сделали их герои. Может быть, с какими-то танцевальными па, может, взаимодействуя с друг другом, располагаясь на площадке в определённой мизансцене и т.п. Такой поклон обычно репетируется заранее, как и все предшествующие ему сцены спектакля.
А поклон актёрский следует за постановочным. Обычно актёры просто собираются в одну линию, кланяются публике и уходят со сцены (могут, конечно, и вернуться, если публика вызывает). Это мы уже кланяемся не как персонажи, а как исполнители. Кстати, попутно замечу, что по негласному правилу кланяться низко имеют право только заслуженные и народные артисты. Проще говоря, если ты профессионально ещё ничего особенного не добился, не следует на поклоне биться головой в подмостки :)) Право низко поклониться зрителю нужно заслужить.

*   *   *
Друзья мои, если вы тоже желаете пошуршать листвой - милости прошу. Можете написать, что бы вы ещё хотели узнать, обсудить. Можете спросить или уточнить, если что-то вам стало особо интересно или любопытно по темам, уже звучавшим в моём блоге, либо предложить мне новую тему для очередного поста. Спросить что-то о моей профессии, о жизни хозяйки Леса, о чём угодно, в чём я, разумеется, компетентна.

Свои вопросы оставляйте прямо в комментариях к настоящему посту. А я через некоторое время опять с удовольствием разберу всё, что вы нашуршите.

АХ!тёрское мастерство, театр, #зимавместе, вы нашуршали - разбираю листву

Previous post Next post
Up