Давно слышала и от своих коллег-актёров, и от коллег-блогеров восторженные отзывы о постановках и вокальном мастерстве нашего
Санкт-Петербургского государственного музыкального театра «Зазеркалье», но почему-то удосужилась познакомиться с ним только сейчас. И знакомство моё началось с оперы «Отелло» Дж. Верди. И эти самые восторженные отзывы я теперь в полной мере разделяю по целому ряду причин.
Опера - это, конечно же, очень условный вид искусства. И ещё более условный, чем драматический театр. И ещё более условным он становится из-за режиссёров-постановщиков оперных спектаклей. Всё же артист оперного театра - это такой же артист, как и драматический, просто помимо этого умеющий ещё и петь, и именно через вокал общающийся со своими партнёрами по сцене. И поэтому, когда в оперном спектакле, как писала в своей книге Галина Вишневская, под исполнительницей партии Татьяны Лариной из-за массы её тела прогибается кровать, на которую она присаживается, чтобы написать письмо Онегину, становится страшно. Как бы прекрасно актриса при этом ни пела. Равно, как и когда исполнительнице той же Татьяны Лариной столько лет, что ей впору играть её маму, а то и бабушку. Но сегодня впервые за много лет я видела в опере действительно молодую и трогательную Дездемону (Ольга Черемных), невероятно страстного Отелло (Дмитрий Каляка), коварного и пластичного (что, может быть, оперному артисту и не очень-то и нужно, но тем не менее!) Яго (Виктор Коротич). На этих артистов приятно просто посмотреть, даже если при этом они не будут ни петь, ни играть, а просто выйдут постоять на подмостках.
Потрясающая и лаконичная сценография. Декорация на сцене вообще не менялась от начала и до конца спектакля, представляя собой многоярусную конструкцию, которая засчёт света, небольшого количества реквизита и, конечно же, актёрского мастерства превращалась то в корабль, то в фасад здания, то в его внутренние интерьеры, то в спальню Дездемоны… Спецэффекты, бой на шпагах, прекрасные костюмы. Не мающийся от безделья на сцене хор, а живущие и проживающие каждый свою, пусть и маленькую роль, артисты (солдаты и матросы Венецианской республики и жители Кипра). За каждым из них было интересно просто наблюдать, а не только слушать.
Ну, и, конечно же, если говорить о вокале, то это выше всех похвал. В этом театре, как я сегодня убедилась, служат настоящие мастера своего дела. Прочла в программке, что каждый из артистов, что пел в сегодняшнем спектакле, является лауреатом того или иного международного конкурса. Тут могу от себя сказать только то, что оно и не удивительно. И абсолютно заслуженно. Произведение Верди исполняется, кстати, в «Зазеркалье» на языке оригинала, что ещё один безусловный плюс.
А ещё хочу сказать, что администрация этого театра, судя по всему, очень ценит и уважает труд своих актёров. Как минимум, потому, что перед началом спектакля вас предупреждают не только о том, чтобы вы отключили звук своего мобильного телефона, но и том, чтобы вы не фотографировали и не снимали видео. По-моему, опять же, за последние годы это первый театр, где я наконец-то услышала подобное предупреждение. Знала бы уважаемая публика, как сильно мешают артистам не только звуки мобильников, но и их элементарное свечение, я уж не говорю о том, что у некоторых зрителей хватает ума ещё и фотографировать со вспышкой. Я понимаю, что хочется оставить себе фото на память о культпоходе, а кому-то оно нужно в профессиональных целях (тем же блогерам или журналистам), но дождитесь вы поклона и снимайте на здоровье. И то… поклона не постановочного, а актёрского, это разные вещи.
Всегда приятно открывать для себя театры, в которых служат настоящие профессионалы. В плане балетного искусства я вот так благодаря сообществу
spbblog однажды открыла для себя
Театр балета имени Анны Павловой, в плане оперного искусства с сегодняшнего дня я стала поклонницей
театра «Зазеркалье». Обязательно пойду в этот театр ещё.
P.S. Фото по изложенным выше причинам заимствованы для этого поста с сайта театра.