Обратная сторона

Mar 28, 2017 16:16

Буквально вчера был Международный День театра, и можно смело сказать, что теперь это ещё один мой профессиональный праздник. Я получила даже несколько тёплых поздравлений от коллег и друзей, но всё равно… именно этот День театра лично для меня был омрачён событиями, которые произошли незадолго до этого...

Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только ещё лучше.
© Константин Станиславский
23 марта мы впервые показали моему дипломному руководителю, а также худруку театра мой спектакль в полной версии. Да, это был самый-самый первый полный показ на зрителя и на «начальство», было много огрехов и ляпов; было очевидно, что над многим нам ещё предстоит поработать, но всё же предпремьера прошла. Жаль, что из вас, мои дорогие ЖЖ-френды, так никто до показа и не добрался, ибо ваша поддержка и ваше мнение в тот день были мне крайне необходимы, а особенно, если бы кто из вас пришёл не один, а вместе со своими детьми в возрасте от 6 до 10-11 лет. Двое ребятишек на показе, кстати, всё-таки были (один из них мой 7-летний племянник, другой - 9-летний сын моей подруги и по совместительству автора всех наших сценических костюмов), и надо отдать должное, всё поняли и были довольны.

Недовольны остались только взрослые.
Мой дипломный руководитель разнёс нашу постановку в пух и прах и надавал мне на оставшиеся пару месяцев до защиты таких художественных советов, что в пору либо поставить другой спектакль, либо вообще уйти на фиг из профессии. Беда в том, что, будучи режиссёром довольно-таки специфического питерского Театра Поколений, он НИКОГДА не ставил ничего для детей, а тем более - для дошколят и младших школьников. Его крайне раздражает, зачем в сказке всё понятно (должно быть непонятно, и юный зритель, по его мнению, должен после просмотра неделями хвататься за голову и разбираться в режиссёрских ходах и метафорах). Зачем главную роль исполняет мой С., по своей актёрской фактуре способный играть мальчика? Надо, чтобы эту роль играл 40-летний мужик, который будет бегать в детской пижамке с медвежатами, смотреться это будет крайне нелепо, зато возникнет очередная «метафора неприятия детства главным героем». Зачем вторую главную роль тоже играет артист аналогичной фактуры? Его вообще нужно убрать и заменить на куклу. Зачем в детской сказке звучит детская сказочная музыка? Её нужно заменить на что-то ультрасовременное вплоть да хард-рока… И так далее. Если я последую, не дай Бог, всем этим советам (сказанным на полном серьёзе, вот в чём ужас!), я даже не знаю, кому в итоге будет адресован такой спектакль… Это будет не 6+ совершенно точно, и мне будет даже крайне стыдно позвать кого-либо из вас его посмотреть, тем более, если вы захотите прийти с детьми… Как объяснить человеку, что нельзя и даже вредно в детской сказке мутить все эти непонятности; что сказки тем и хороши, что учат юное поколение отличать добро от зла, вот именно в таком аспекте отличать, как белое от чёрного, а все эти «пятьдесят оттенков серого» - они и не каждому взрослому-то нужны, а уж тем более ребёнку?! В общем… ну что тут говорить: для моего дипломного руководителя нормальный психологический театр - это некий нафталин, никому не нужный и никому уже давно якобы не интересный. И якобы чем больше неясностей, метафор, каких-то немыслимых и труднообъяснимых наворотов - тем оно круче. И пусть себе потом зритель (и неважно какого возраста) сидит и разбирается, что же это было… А не разберётся - дурак, значит, и не дорос до современных постановок…

Ладно, это претензии со стороны учебной. А есть ещё и со стороны театра, в репертуар которого, как я думала, мой спектакль в итоге попадёт.
Здесь, правда, претензии прозвучали преимущественно по адресу актёрского исполнения, а равно по адресу стройности самой истории. Мол, пока много непонятного, что, и как, и где и т.д. (забавно: а детям вот всё понятно…) Ну и, конечно, был дан такой толстый намёк на тонкие обстоятельства: дескать, не исправишь - в репертуар театра в таком виде спектакль не нужен. Знаете, я, конечно, только ЗА то, чтобы улучшать свой спектакль во всех смыслах и во всех ипостасях, но вот ведь какой парадокс… Такая вещь, как постановка спектакля в качестве дипломного с последующей его передачей в репертуар какого-либо театра - вещь не новая. Ребята со старших курсов тоже так делали: находили театры, договаривались, утверждали с худруком театра концепцию будущей постановки, заключали договор, театр выделял площадку, артистов и даже финансы (а куда без них?) на костюмы, декорации и т.п. Я уж молчу про оплату труда артистов… ибо теперь только в государственных театрах считается не зазорным оплачивать репетиции, а во всех остальных принято платить лишь тогда, когда спектакль сыгран на зрителя (если, конечно, худрук не увлечён бесконечными благотворительными прокатами, и тогда артистам вообще ничего не светит).

В моём же случае весь спектакль сделан полностью на мои средства. Мои и, конечно, С.
Театр мне до сих пор не выделил НИ КОПЕЙКИ. Более того, помещения для репетиций театр тоже не удосужился предоставить, и всё это время мы репетировали в Молодёжном культурном центре Невского района, и только благодаря тому, что его директор - бывший сокурсник и друг актрисы, играющей в моём спектакле. Материалы для декораций и костюмов я покупала сама, весь реквизит тоже, большую часть бутафории актёры делали своими руками, другую часть - бесплатно (!) изготовили профессиональные художники («за имя на афише», как говорится). Театр в лице худрука трижды нас, мягко говоря, кинул даже в плане перевозки декораций с места на место, и тут нам тоже пришлось за свой счёт нанимать машины из фирм по грузоперевозке (грузили и выгружали сами артисты). Словом, ситуация потрясающая со стороны театра: вы всё сделайте, всё оплатите, всё организуйте, а там посмотрим, нужен ли нам такой спектакль. При этом замечания по художественной части к нам прилетают только так... и суть договора с театром сводится к тому, что у меня, как у режиссёра-постановщика, есть сплошные обязанности, а у театра - лишь сплошные права.

Вот так и живём. Меж двух огней.
*   *   *
… Вчера в театре был сбор труппы. Нам был представлен уже третий по счёту директор театра, сменившийся на этом посту всего за один сезон. Опять говорили про великие планы, что грядут «… ну если не в этом сезоне, то уж, конечно, в следующем!» Забавно… вспомнилось, как в сентябре, на открытии сезона и при очередной смене директора, говорилось практически то же самое: мол, этот 5-й юбилейный сезон театра станет решающим, он просто ух! Ах! И помещение своё наконец-то заимеем, и постановок новых будет куча, и ещё много чего…

Сезон подходит к концу.
За это время мы с С. худо-бедно были введены в один спектакль, в котором всего единожды и поучаствовали.
За это же время (целый год! Целый сезон!) С. заработал 8000 рублей (в основном, не ролями, а монтировкой и разгрузкой-погрузкой декораций), я - 30000 рублей (тоже далеко не ролями, коих и не было, а административной работой).
Своего помещения у театра, как не было, так и нет; и, по-видимому, уже не будет, поскольку никто никаких шагов в этом направлении не предпринимает.
Ролей нет, денег нет, зато есть уйма потраченных моральных и физических сил, а также материальных средств на постановку… в общем, с Днём театра меня и вас тоже.

режиссура - любовь моя, театр, закулисье

Previous post Next post
Up