Праведник попадает после смерти в рай. Его ведут с ознакомительной экскурсией.
- Вот там у нас католики, там вон на травке евангелисты резвятся, там - протестанты...
В какой-то момент они проходят мимо глухой каменной стены. Праведник интересуется:
- А там что?
- Тссссс! Там православные, они думают, что они здесь одни!
_____
© христианский анекдот
Пролистывая утром ленту новостей, наткнулась на сообщение, от которого, мягко говоря, моё недоумение превзошло все разумные пределы:
«Российская национальная библиотека в Петербурге передаст Санкт-Петербургской епархии одно из своих зданий на набережной Обводного канала к 1 сентября».
©И мотивировка такая простая: дескать, здание на Обводном канале, 11 было в далёких 1880-х годах построено как библиотека Духовной академии. Неважно, что в настоящее время там хранятся фонды РНБ, главное, что когда-то здание строилось как библиотека духовной литературы, а, значит, надо тоже вернуть церкви. Вот так. Знаете, у меня было и остаётся неоднозначное мнение по поводу нашумевшего возвращения РПЦ Исаакиевского собора, и я
об этом уже высказывалась, а потому повторяться не буду. И я всегда ратую за то, чтобы государство не устраивало в церквях, храмах, соборах, часовнях и тому подобных учреждениях, изначально построенных для богослужения, каких-то светских заведений вроде бассейнов, катков, кафе и платных туалетов, и уж тем более, чтобы не разрушало религиозную недвижимость вовсе. Но это, что касается именно мест, издревле созданных для религиозного культа, а тут-то, пардон… библиотека. К тому же, давно перешедшая государству, где сыздавна уже ничего церковного не располагается и не хранится. Ведь так же можно совсем до абсурда договориться: мало ли найдётся на территории нашей необъятной родины таких вот объектов недвижимости, когда-то там построенных для нужд церкви (подчёркиваю: не из числа мест для богослужения!), потом национализированных и, соответственно, давно используемых государством по светской надобности? При желании так можно и до жилого фонда дойти, почему бы нет…
Интереса ради глянула в часто упоминаемый в последнее время Федеральный РФ от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и вычитала, что передача церкви имущества осуществляется в двух формах: в собственность и в безвозмездное пользование на определённый по согласованию с религиозной организацией срок. Ладно, в собственность - это я ещё понимаю: было имущество государственным, стало церковным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая самое главное, то есть бремя ответственности за содержание имущества, всегда лежащее на собственнике. Но безвозмездное пользование??? В таком случае собственник не меняется, значит, церковь имуществом безвозмездно пользуется, а бремя ответственности продолжает лежать на собственнике, то есть на государстве. Потрясающе! И ведь именно в такой форме нынче и передаётся церкви Исаакиевский собор. Честно говоря, у меня в голове не укладывается, как такая форма взаимодействия церкви и государства в принципе может быть предусмотрена в федеральном законе наряду с положением Конституции о том, что «… Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Я постоянно талдычу эту самую конституционную норму, поскольку такое впечатление, что о ней давным-давно напрочь забыли, а я сейчас пытаюсь рассуждать чисто юридически, не более того.
И ещё. Смех смехом, а почему у нас всё подряд передаётся только РПЦ? Ну, если исходить из упомянутого положения о том, что «… никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»? У нас тут полным-полно не только православных христиан, а есть ещё и христиане-протестанты, баптисты, адвентисты, католики, лютеране и т.д. Все они тоже христиане (про остальные конфессии и вероисповедания уж помалкиваю), что ж мы всё одну только православную христианскую церковь то соборами, то библиотеками балуем? Давайте и остальным раздавать. Ведь, как известно, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2 Кор. 9:6).