Серию своих заметок посвящаю уникальному философу-мотиватору Диогену из Синопа. Кого и как он мотивировал, и в чём его уникальность?
Одна из тайн личности Диогена Синопского состоит в том, что ему, как ни одному другому философу, удалось вдохновить множество художников на воплощение своего образа. Парадоксальный и непредсказуемый, скандальный и непонятый, но всегда узнаваемый Диоген - его по-своему пытались представить Илья Репин, Сальватор Роза, Якоб Йорданс, Цезарь ван Эвердинген, Хусепе де Рибера, Эдвин Ландсир и многие другие - список имён действительно впечатляющий!..
Чаще всего люди искусства обращались к следующим сюжетам из жизнеописания Диогена:
- Диоген в поисках человека (с фонарём - символом истины и добродетели);
- встреча Диогена с Александром Македонским;
- Диоген и его всем известное жилище (несмотря на научные изыскания, что Диоген жил в огромном глиняном сосуде - пифосе, на некоторых картинах вы всё же увидите бочку).
Начну, пожалуй, с картины "Мифы Диогена" итальянского художника Джованни Бенедетто Кастильоне 17-го века (она находится в национальном музее Прадо, г.Мадрид).
Giovanni Benedetto Castiglione "Diógenes buscando a un hombre" (1645-1655)
Честно говоря, при беглом взгляде на картину, Диогена не сразу и увидишь. Возможно, Кастильоне намеренно изобразил его не центральным персонажем среди той разрухи, которая сразу бросается в глаза?
Если будете искать эту картину на просторах интернета, то в иноязычных результатах обнаружите и другое её название - "Диоген в поисках честного человека". Всегда актуально, не правда ли...