Снова и опять.
Мехис Хейнсаар, "Палисадник любви инженера Паавела" (Mehis Heinsaar, "Insener Paaveli armastuse eesõu")
Палисадник любви инженера Паавела роскошен и просторен. Это видно всем прохожим ещё издалека. Сам же инженер Паавел прислоняется к воротам своего палисадника как швейцар одного из шикарных ресторанов, и когда вдалеке показывается кто-нибудь, бегущий на работу или спешащий на рынок, инженер окликает его и зазывает внутрь.
И ведь есть, на что посмотреть!
В палисаднике любви инженера Паавела найдутся деревья и кусты всевозможных причудливых форм, необычно пахнущие растения, полосатые коты и горланящие скабрезности пестрые птицы. Так что прохожий, куда бы он ни спешил, поневоле чувствует желание рассмотреть это поближе. И когда инженер Паавел ему зазывающе улыбнется и тайным движением руки даст понять, что в глубине сада происходят более захватывающие явления, не сможет больше любопытный прохожий устоять перед соблазном и откроет ворота.
Инженер Паавел ценит искреннюю смелость. Он кланяется любопытному гостю до земли, исполняет для него какую-нибудь увлекательную песню или танец и подносит поднос со сливами. После чего он просит гостя следовать за собой, и вместе они направляются знакомиться с внутренним двором инженера Паавела.
И верно, почти сразу в палисаднике любви инженера Паавела становится еще интереснее. После получасовой прогулки можно уже увидеть тянущиеся к небу одинокие пальмы и напоминающих фламинго розовых птиц, которые прогуливаются в неглубоком пруду. На натянутых между пальмами веревках сушатся бесконечной вереницей облачно-белые простыни. И даже не обошлось без струящегося с высокого склона родника, не говоря о перламутрово-синих жучках и ящерицах. Так что не остается гостю ничего, кроме как разводить руками и удивляться, какая же у некоторых людей интересная любовь.
Но после этого, пройдя еще дальше, больше не замечает гость новых сюрпризов. Скорее начинают сюрпризы постепенно сходить на нет, пока не исчезают совсем. Оказывается вдруг, что вокруг не видно ничего другого, кроме бескрайней пустыни и пожелтевшего кустарника.
Подобная смена пейзажа очень огорчает гостя, он недоуменно озирается, спрашивая инженера Паавела, таков ли конец его любви.
Но инженер Паавел, на момент покраснев, опускает взгляд и молча трясет головой. Неопределенно указывая вперед, дает он гостю понять, что где-то впереди, в сердце пустыни, все же те верные пейзажи любви еще ожидают. И если гость все еще сомневается, исполняет инженер Паавел для его убеждения один неожиданный и захватывающий танец надежды, давая понять, что повернуть назад было бы сущей глупостью. С этим радостное настроение и интерес гостя возрождаются, и вместе они продолжают скитания по пустыне.
Наконец не обнаруживаются более изменения в пейзаже. Пылающее солнце все сильнее жжет макушки путников, и все больше хочется промочить горло. Исчезают и низкие пустынные растения, заменяясь высохшими деревьями и торчащими из песка выцветшими костями. Подобные изменения совершенно не радуют гостя инженера Паавела. Через некоторое время он снова обращается к инженеру Паавелу, спрашивая у него тихонько, не настало ли время повернуть назад, но теперь инженер Паавел более не испытывает желания беседовать с гостем. Скупо и раздосадованно отвечает Паавел на тревожные вопросы гостя, то подбрасывая над собой прищепку, то наблюдая за пролетающим худым вороном.
Так движутся они дальше молча, и с испугом гость замечает, что в песке пустыни все больше встречается добела выцветших костей. На некоторых скелетах видны обрывки одежды, и на одном черепе надета веселая кепка. На этом и заканчиваются у гостя силы. Истощенным и доведенным до отчаяния падает гость ничком на песок, отказываясь идти дальше. И теперь, когда инженер Паавел смотрит на гостя и видит в глазах того молчаливый упрек, не может он сделать ничего, кроме как недоуменно пожать плечами. А чем он может помочь своему гостю?
«Должен же он был знать, что пейзажи любви изменчивы и своевольны», - думает инженер вздыхая, - «Никогда не знаешь, куда в этих местах можно забрести. Никогда…»
И, устроив своего гостя лежать в удобной позе, вступает он, с трудом волоча ноги, на обратный путь.