И снова про ЭБС

Mar 10, 2011 18:10

Просматривая карту библиотечной блогосферы на предмет новых блогов попался один с нестандартным названием "Библиотечный червь". Обнаружил в нем всего две свеженькие мартовские записи. И обе из них посвящены пресловутым электронно-библиотечным системам. Взгляд свежий, записей до этого нигде не встречал. Позволю себе скопировать лишь часть второго поста, ближе к выводам, где речь заходит о создании собственных внутренних эбс. Остальное уже неоднократно поднималось и обсуждалось. Полный текст можно почитать здесь. Еще интересно авторство блога, чьему перу, как говорится, принадлежит. Радует, что в разных местах появляются частные мнения с общими мыслями.

Единственным выходом для библиотеки остается вариант подписки сразу на несколько коллекций, что, в теории, позволит восполнить все недостающие материалы по изучаемым дисциплинам, но повлечет за собой перерасход бюджетных средств. К тому же пользование несколькими коллекциями крайне неудобно, поскольку каждая система имеет собственные условия доступа к контенту.

Вместе с те, остается открытым вопрос об использовании в ЭБС материалов, подготовленных в стенах вуза: созданных в рамках служебных произведений или оформленных через лицензионный договор. Речь идет именно от тех материалах, которыми обучающиеся вуза пользуются чаще всего. В итоге вуз теряет возможность закрыть «пробелы» существующих ЭБС собственными материалами.

Правды ради стоит отметить, что некоторые игроки рынка ЭБС предоставляют вузам возможность передачи в свои коллекции произведений, права на которые принадлежат вузу, но забывают сказать, что пользование этими материалами для вуза будет платным.

Что делать?

Сила влияния отраслевого доклада оказалась настолько велика, что все забыли формулировку Приказа Минобра №1623 от 11 апреля 2001 года (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 23.04.2008 N 133). - «Фонды основной и дополнительной литературы формируются как за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий на бумажных носителях, так и за счет учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, включенных в электронно-библиотечные системы, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий» (Выдержка п. 7.17 (1.18).
Из приказа следует, что ЭБС не приходит на смену традиционной библиотеке, но является составляющей частью общего фонда литературы.

Таким образом, если вуз является законным обладателем прав на некое количество учебной и учебно-методической литературы и методических пособий в электронном виде по основным изучаемым в вузе дисциплинам, то у него есть реальная возможность создать собственную ЭБС, отвечающую всем требованиям ФГОС ВПО (п. 7.17 (7.18)),
«Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно‐методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно‐библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно‐методической литературы».
Дополнительным преимуществом является то, что вуз, как правообладатель, вправе использовать принадлежащие ему произведения по своему усмотрению и регулировать их актуальность (дату издания) по мере надобности (хоть каждый год), т.к. они находятся в электронном виде.

Остальную же литературу, необходимую для поддержания учебного процесса, но не вошедшую в собственную ЭБС, вуз, как и раньше, закупает в бумажном виде, тем самым выполняя требования ФГОС ВПО - «Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся».

Создание собственной ЭБС может быть реализовано вузом по различным моделям:
1) Собственная разработка - процесс долгий, дорогой и мучительный, зато результат делает вуз независимым от сторонних организаций.
2) Заказ системы у компаний, специализирующихся на разработке баз данных - дорого, зато платить один раз, экономия сроков, гарантия работоспособности.
3) Воспользоваться предложениями по созданию собственных ЭБС, которые уже есть на рынке (аутсорсинг). Вузу, на платной или бесплатной основе, предоставляется готовый web-интерфейс - предложений пока не так много, как хотелось бы, но рынок развивается.

Создание собственной ЭБС, в перспективе, позволит вузу решить множество проблем:
- экономия бюджетных средств вуза,
- независимость от кого бы то ни было при прохождении аккредитации,
- создание собственной систематизированной коллекции произведений,
- урегулирование вопросов, связанных с легализацией контента,
- решение вопросов, связанных с определением прав на произведения сотрудников вуза (лицензионно-договорные отношения, трудовые отношения),
- создание новых и/или обновление старых материалов по преподаваемым дисциплинам,
и пр.

А самое главное, при должном подходе к созданию собственной ЭБС, вуз получит на выходе качественный продукт, который реально будет удовлетворять нужды учебного процесса.
Выходит, что опять подтверждается старинная истина «Хочешь сделать хорошо - сделай сам».

А что же рынок?

"Хотели как лучше, а получилось как всегда" Черномырдин В.С. -В очередной раз удивляюсь прозорливости автора этих строк.

Какая была идея, - создать специализированные коллекции (ЭБС) учебной и учебно-методической литературы, предназначенные для обеспечения учебного процесса в вузах по основным дисциплинам.
Вроде бы всем хорошо: студенты вузов имеют доступ к изданиям из любого места, где есть интернет, библиотеки вузов освобождают фонды, вузы экономят на закупках литературы и полиграфии, издатели открывают для себя новый рынок реализации контента.
Эйфория закончилась, как только дело дошло до реализации. Раздел новообразованного рынка продолжается, но до сих пор нет более или менее качественного ресурса, способного удовлетворить потребности хотя бы части вузов.

Вузы заняли выжидательную политику и не торопятся без необходимости оформлять подписку, ограничиваясь тестовыми подключениями. Малая часть вузов, в основном университеты, имеющие хорошую информационную базу, приступили к созданию собственных ЭБС. Время идет «…а воз и ныне там…».

На данный момент ситуация больше напоминает перетягивание каната между коммерческими структурами, предлагающими услуги ЭБС. Хочется надеяться на то, что законодатели и участники рынка все-таки вспомнят о тех, для кого все это делается.

электронная библиотека, Электронная библиотечная система (ЭБС), web-технологии для библиотеки, вузовская библиотека

Previous post Next post
Up