Удобны ли ридеры в учебе?

Jul 01, 2010 17:26

Намедни наткнулся на документ IFLA о проведенном в Финляндии исследовании. Суть заключалась в том, что студентам на один семестр выдали устройства для чтения электронных книг с учебной литературой. Использовались как разные читалки, так и разные электронные учебники (имеется ввиду различных издательств) . По окончании семестра студенты предоставили свои отзывы. В документе разбираются вопросы, связанные с ридерами, их функциональностью и совместимостью с электронными книгами разных издательств, проблемы удобства использования в учебных целях и пр. Весьма любопытный материал для ознакомления, о котором кстати писали в блоге "Библиотеки и молодежь". Здесь привожу избирательно-вольный перевод заключения:

Устройства для чтения электронных книг хорошо подходят для художественной литературы, а вот для учебных целей сказывается недостаток функциональности. Преимуществами в обоих случаях являются легкость использования и длительное время работы батареи, однако неспособность простого просмотра, навигации, зуммирования при нелинейном чтении создает некоторые неудобства, что делает работу медленной. Более того, читалки не хорошо адаптированы для материалов, содержащих цветные графики, таблицы, картинки и формулы. В академических целях студенты и исследователи зачастую используют разнородные источники, в связи с чем возникает необходимость перескакивать от одного документа к другому, делая и используя перекрестные ссылки.

Данный эксперимент принес много полезной информации о том, что нужно усовершенствовать и изменить в технологиях устройств для чтения электронных книг, прежде чем они смогут эффективно использоваться в учебных и научных целях. Исследование также показало, что студенты все еще предпочитают читать электронные материалы на своих ноутбуках вместо более безопасных для глаз читалках. Однако, стоит отметить, что студенты проявили интерес в использовании данных технологий в развлекательных целях.

С точки зрения библиотечных услуг многие из имеющихся учебных электронных ресурсов не совместимы с читалками. Пока устройства обладают недостаточной функциональностью для работы с материалом, который выбран для них как совместимый, проблемы совместимости останутся на первом плане. Материалы с полным DRM (digital rights management - Технические средства защиты авторских прав) сильно ограничивают пользование, нампример, печать, скачивание. Стоит помнить, что ограничения накладываются и на работу с читалками. Наибольшие ограничения при использовании DRM накладывают издатели, которые продают свои электронные книги напрямую.

Новые устройства, такие как iPad позволили получать доступ к новым ресурсам через интернет. Будущее форматов также повлияет на общую картину, если один из них, например, ePub станет промышленным стандартом, то это скажется и на DRM-решениях и тогда уже можно ожидать более совместимых устройств и DRM.

Дальнейшие занятия предполагается организовывать таким образом, чтобы не отставать от изменений в мире ридеров и применимости их в учебной сфере, точно так же как обучение новым технологиям студентов и научных сотрудников.

Комментарий по тезаурусу:
e-book - электронная книга
e-reader - устройство для чтения электронной книги, читалка, ридер

А что вы думаете по этому поводу? есть ли будущее у читалок как инструмента учебного процесса?

библиотека, интересное, ридер, электронная книга (e-book)

Previous post Next post
Up