"Радуга" - рябит в глазах!

Oct 25, 2011 17:10

Думала я, раздумывала, не написать ли мне в личку Ольге, но потом решила, что стоит быть смелой не только в инновациях, но и в озвучивании «обломных» результатов - надеюсь, промежуточных…
Добро пожаловать: группа детского садика «Радуга».
Прогрессивные, эмпатийные, так сказать, воспитатели. С опытом работы в коррекционных, лечебных учреждениях, прозападные, читающие, фонтанирующие идеями - что называется, «в детях».
Затейливые, творчески настроенные, интересные дети; очень разные: есть и с особенностями в развитии, есть и с особенностями в поведении (для краткого описания этих случаев часто используются такие формулировки: «с диагнозом» и «без диагноза, но сложный», причём тот, который «без диагноза», чаще много сложнее того, родители которого всё, что положено, диагностировали и спокойно работают над «компенсацией»). Процент «нестандартных» (ну, есть же какой-то всё-таки дошкольный стандарт, хотя бы статистический, по критериям возрастной психологии, хотя понятно, что каждый ребёнок - индивидуальность и проч.) высок: на 10-13 детей разного возраста как минимум четверо «тянут одеяло на себя».
Казалось бы, тянут и тянут. Внимания - море. Ласки, тактильного контакта - хоть отбавляй. Однако атмосфера в группе становится всё более наэлектризованной. Первый герой перестал заходить в спальню, одеваться на прогулку и реагирует ужасным криком на всякого, кто к нему подойдёт с уговорами. Второй убегает везде - на занятии, на прогулке, в группе (и, чем интенсивнее его ловят, тем чаще убегает), падает на землю, выражая нежелание идти с ребятами в группу, или прячется под лестницей. Третий во время тихого часа кричал, веселился и громко разговаривал (решили вопрос с помощью бабушки, которая теперь приходит его укладывать). Четвёртый, очень подвижный и весёлый мальчик, развлекается такими способами, которые не придут в голову большинству его сверстников - такой уж креативный. Кулаки, крики, отнималки, бросалки, проверки взрослых «на вшивость»… А взрослые нацелены на Привязанность и не приемлют разделяющей дисциплины! Вот где простор! Вот где раздолье! В прошлом году прошлые воспитатели, отсаживая ребёночка на стульчик, добились его послушания. В этом году он плавает в вакууме без границ и запретов, плачет не меньше, зато гораздо больше стали плакать обиженные им дети…
Вопрос, возникший по поводу отсутствия в группе дисциплины - а, следовательно, и гармонии, ибо развал режимных моментов привёл к неприятнейшему для детского коллектива явлению: хаосу, - никак не может решиться сообща, ибо любой плач-крик-другое активное выражение сопротивления ребёнка «гуманистическими педагогами» воспринимается крайне болезненно.
К примеру, Злая-тётя (скажем, я) твёрдо озвучивает инструкцию и, если ребёнок через какое-то время не готов её выполнять, берёт в охапку и «помогает» ему справится с этим переходным моментом (несёт в спальню, натягивает комбинезон и проч.) сквозь вопли, а Добрая-тётя предлагает: «давай я, я потом иногда уговариваю, когда все уже лежат/уходят гулять/занимаются». Добрая-тётя считает, что чувствительному мальчику мешает громкий гомон в раздевалке, поэтому он согласен одеваться только в тот момент, когда все уходят. Злая-тётя не видит ни одного признака повышенной чувствительности у данного мальчика (не видит, хоть он и «эмоциональный», по словам папы! А вот скажите мне: «чуть-что-не-по-мне - в крик» - это эмоциональная чувствительность? Путаница получается у меня в этом моменте). Результат: на уговоры Доброй-тёти ребёнок практически перестал реагировать. Злую-тётю он любит не меньше прежнего и уже на лестнице, одетый через силу, улыбается ей сквозь слёзы (может, синдром О’Брайена из «1984»??? Ужас какой))). Добрая-тётя готова быть с ним (обделяя остальных 12, они, вроде, страдают меньше - по крайней мере, проявляют себя не так ярко) и уговаривать, уговаривать, уговаривать… Злая-тётя предпочитает «прививочный метод»: два дня крика («слёзы тщетности»?) - и конец проблеме.
Или, к примеру, «убегун» оставлен за дверью, которая якобы закрывается (конечно, подглядываю и прячусь - чтобы он не знал). Разделение? Однократное - для последующего понимания границы номер один (безопасность). С личными детьми у меня всегда этот приём срабатывал, возвращались. Не ловила никого. Хотя младший ох каким бегунчиком рос!
Или «смутьян» хочет и не получает, потому как задел другого ребёнка в своём желании - оставить злиться (в объятьях не получается - дерётся и кричит, что все сволочи)). Разделение? Недельное - для возвращения границ номер один и два (безопасность и свобода другого).
Когда ребёнок вырывается и орёт, как оглашенный, я чувствую себя полностью Злой-тётей. Когда я вижу результат (долгосрочный: спокойный ребёнок, никакой не сломанный, не подавленный, не напряжённый, с удовольствием исполняющий все, как говорится, функции), я готова и дальше превращаться на денёк в Злую-тётю. Потому как Злая-тётя - она же Альфа, которая точно знает, что делать, а Альфа - она не обязательно сюси-пуся. С другой стороны, меня всегда раздражало, когда мама говорила: «я лучше знаю, что тебе надо». С другой стороны. Есть и третья. Уплываааааю…. В стороны…
На счёт диагнозов-не-диагнозов: конечно, ни у кого из наших детей нет диагноза «гиперактивность», да он и не ставится лет до шести, но признаки есть, и с «гиперами» не работают те вещи, которые работают с остальными. Считается, что инструкция для «гипера» не должна превышать пяти-шести слов, границы должны быть очерчены ещё более чётко, чем с «обычными» детьми и проч. Так что озвучивание и принятие чувств (убеждающе - второй воспитательнице: «если бы ты была ребёнком…», или «тебе очень хочется, понимаю, ты не нагулялся, давай поможем отнести лопаты» - ребёнку) даёт такой эффект: мы зависаем в моменте, углубляемся, пережёвываем, ищем варианты, в общем, радуемся жизни, пока синеют носы у кучки детей «в парах». И, напротив, «нет», «стой» и «мы вместе» почти всегда безотказны.
Случай двухчасовой давности: укладывая детей спать, пришли за «упрямцем». Няня посоветовала не ходить за ним с уговорами и отвлекалками, а быстро взять и положить («прокричится и успокоится»). Услышав её слова, нарушитель спокойствия, уже успевший открыть рот, захлопнул его и сам пошёл в спальню - а делать-то нечего! От «дыры в себе» или потому, что понял, что манипуляция не пройдёт? А может, он успокоился, увидев данность, необходимость, границу, берег?
Сегодня у нас так: воспитатели пытаются не обидеться друг на друга и сотрудничать с разных позиций, одни дети перенимают стиль поведения буйных сотоварищей, так как они видят, что для того, чтобы попасть в поле зрения воспитателя, достаточно сделать что-то неправомочное, другие смотрят на всё это бесчинство с открытым ртом и стараются куда-нибудь забиться.
И ещё сегодня у нас так: дети занимаются очень интересными вещами, снимают мультики, ищут клады, сажают облепиху, с аппетитом едят и крепко спят (…полчаса, оставшиеся от «уговоров» «звёзд»). А того, что львиная доля внимания взрослых попадает на других, они стараются не замечать и ищут утешения в каких-нибудь междоусобных развлечениях. Что есть дисциплина? Нужно ли под неё подстраивать таких разных детей? Мы же не в армии… Зачем?
В общем… хелп!

дети, привязанность, дошкольники, детский сад, воспитание

Previous post Next post
Up