Mar 25, 2015 20:31
Мария Гимбутас в книге "Цивилизация Великой Богини. Мир древней Европы" пишет:
"Традиция лепить или вырезать фигурные изображения восходит к позднему палеолиту. В Эгейском регионе, как и на Ближнем Востоке, она предшествовала появлению керамики (...) В Ахиллейоне, при раскопках участка приблизительно в 100 кв. м., было найдено более 200 глинянных фигурок. Из них 132 в святилищах, 99 рядом с платформой или очагом. Можно с большой степенью уверенности предположить, что статуэтки [богинь - примечание элиабель] в основном группировались в святилищах на алтарях, а также на дворе на платформах или рядом с печью для выпечки хлеба. Почти всегда рядом с ними находят хорошо сделанную утварь, обрядовые сосуды, лампы, черпаки, печати с ручкой. (...) ...Беременной Богине поклонялись во дворе на специально предназначенных для этого платформах, а ямы для подношения располагались рядом с хлебными печами." с. 30.
Идея плодородия, беременности была связана с увеличением теста при брожении. Ср. сардинское заклинание, чтобы тесто бродило и получился хлеб.
Кроме этого, была и другая цепочка - беременность - жизнь - хлеб. Хлеб как приношение, как бескровная жертва богине.
священность хлеба,
история русской выпечки и кухни