Начало тридцатых по Эренбургу

Jul 05, 2020 03:22

Поставлю еще одну цитату из повести "День второй", письмо героини о противоречивом характере того времени. Многое в нем, мне кажется, точно передает ощущение того времени:

"Ты  знаешь,  я  часто  думаю  -  в  какое  великое  время  мы  живем!  Это  не  слова  из  газеты,  но  мое  чувство.  Когда  я  в  кино увидала  «Турксиб»  -  как  старый  киргиз  встречает  паровоз,  я чуть  было  не  расплакалась:  так  это  прекрасно!  Ты  всегда  издевался  над  «чугуном».  Недавно  я  познакомилась  с  одним  комсомольцем.  Он  проработал  год  на  стройке.  Хороший  парень,толковый,  не  хвастается,  видит  все,  как  есть.  Он  рассказал  мне
о  Кузнецке.  Это  как  сотворение  мира.  Все  вместе:  героизм,  рвачество,  жестокость,  благородство.  Страшно  подумать,  в  каких условиях  они  работают!  Почему  ты  можешь  понять  красоту этого,  когда  ты  об  этом  читаешь  в  книге,  как  о  далеком  прошлом,  а  того,  что  рядом  с  тобой,  ты  не  видишь?
Есть  у  нас  такие  блаженные  (или  ловкачи)  -  они  замечают  только  хорошее.  Читают  в  «Известиях»,  сколько,  тонн  чугуна  отлито,  и  улыбаются.  Возьми  Вадима  -  ты  его  тоже  знаешь.  Его  считают  прекрасным  спецом.  А  по-моему,  он  дурак или  прикидывается.  Я  с  ним  как-то  шла  вечером,  попала  в  лужу  -  вода  по  колени.  Я,  конечно,  выругалась:  «Черти,  досок не  могут  положить!»  А  он  говорит:  «Как  вы  можете  обращать на  это  внимание?  Если  у  нас  грязь,  то  ведь  это  потому,  что  мы строим».  Как  дятел!  Забыл  даже,  что  он  не  в  Новосибирске,  а в  Томске  и  что  здесь  ничего  не  строят.  Или  я  рассказала  при нем  о  Федотове.  Это  возмутительный  случай!  Он  влюбился  в девушку  из  детдома.  Девушке  этой  18  лет.  Они  решили  пожениться.  А  Павченко  приревновал  и  объявил,  что  Федотов  в  качестве  инструктора  «развращает  малолетних».  Федотова  вычистили  из  комсомола.  Два  месяца  просидел.  Потом  все  от  него отшатнулись.  Словом,  зарезали  парня.  Так  вот  я  рассказываю об  этом,  а  Вадим  говорит:  «Почему  вас  интересуют  подобные мелочи?  Что  представляет  один  такой  случай  рядом  с  ростом миллионов?»  И  пошел,  пошел.  Я  таких  презираю.  Это,  по-моему,  не  борцы,  но  настоящие  оппортунисты.
 С  другой  стороны  -  ты.  Ты  умней  других.  Больше  знаешь.Но  ты  ничего  не  делаешь,  чтобы  жизнь  стала  лучше.  Ты  замечаешь  только  плохое  и  насмехаешься.  Ты  думаешь,  я  сама не  вижу,  сколько  вокруг  безобразия?  Наша  стройка  происходит  не  в  прекрасной  чистой  лаборатории,  но,  скажу  прямо,  на
скотном  дворе.  Малодушие,  двурушничество,  мелкие  интересы! Минутами  мне  страшно  становится  за  все  и  за  всех.  Вот  именно  поэтому  я  и  считаю,  что  мы  должны  бороться,  а  не  только усмехаться  или  рассказывать  шепотом  какие-то  глупые  анекдоты.
 Ты  пойми  -  меня  возмущает  несоразмерность.  С  одной  стороны,  эпоха  требует  от  нас  чего-то  большого.  Я  убеждена,  что внуки  нам  будут  завидовать.  С  другой  стороны,  я  вижу  ужасные  будни.  О  чем  мечтает  такой  Вадим?  Получить  заграничную командировку  и  накупить  в  Берлине  разного  тряпья.  Гвоздева говорит:  «Вот  поеду  в  Кузнецк  -  там  у  итээров  замечательная столовая  -  каждый  день  мясо».  На  занятьях  девчата  только  о том  и  толкуют,  что  Женьке  муж  прислал  из  Москвы  шелковое платье  и  т.  п.  Это  отвратительно!  Но  по-моему,  ты  делаешь то  же  самое.  Только  ты  культурней,  тоньше  и  тебя  занимают не  галстуки  и  не  столовка,  а  твои  собственные  переживания.(...)
Теперь я знаю,  что  ты  не  прав.  Людей  можно  переделать.  Все  то  низкое,  что  творится  вокруг,  происходит  от  невежества  одних,  от трусости  других.  Гордина  с  утра  до  ночи  полирует  ногти  -она  убеждена,  что  это  и  есть  культура.  Лена  объявила  мне,  что Маяковский  «ерунда  на  постном  масле».  Бривцов  хвастается, что  он  умеет  «срывать  зачетики»,  а  сам  «ни  в  ус».  На  пьянке у  Чистяковых  хотели  изнасиловать  Егорову.  Причем  Чистяков доказывал,  что  Егорова  -  дочь  служителя  культа  и  «не  понимает  пролетарской  установки».  Примеров  можно  привести  тысячи.  Но  от  чего  это?  От  того,  что  низка  социалистическая идея?  Или  от  того,  что  люди  еще  полны  старой  низости?  Здесь не  может  быть  двух  ответов!  Я  хочу  со  всеми  бороться  и  со
всеми  ошибаться,  но  только  что-то  делать,  а  не  сидеть  сложа руки! "

история России, история СССР, искусство

Previous post Next post
Up