Еще раз про священность хлеба

Apr 28, 2020 21:00

Хлеб может быть еще и обетом или молитвой. По традиции, можно спечь его, обращаясь с просьбой о помощи к тому, что когда-то считалось самой святое святых - к силе жизни, к силе вселенной, символизированной словом Бог или Богиня или Божество.

Замечено, что когда аромат хлеба распространяется по дому, он  выметает недобрые силы и грустные мысли.

Хлеб, наконец, самая первая в мире скульптура. И самая эфемерная. Вылепишь из эластичного теста фигурки, а потом их съедят. Когда-то такие фигурки лепили как образы священных символов, как образы божества. И даже нефигурный хлеб был символом Бога.
Не случайно, Христос во время эвхаристии  символически предстает в образе хлеба, который прихожане сьедают.  Изначально, причащались не просфорой, а отламывали кусочки от хлеба, передавали его друг другу. И не просто так католики говорят о "хлебе жизни" - Боге.  И, уж конечно, далеко не совпадение, что в русских загадках, хлеб представлен в виде жертвенного божества, которое терзают, испытывают стихиями воды и огня, бьют и режут, а потом разрывают  его плоть во имя жизни других, во имя ближних. Эти мучения, а потом уничтожение - это бескровная жертва во имя жизни.

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом.

Режут меня,

Вяжут меня.

Бьют нещадно,

Колесуют меня.

Пройду огонь и воду,

И конец мой - Нож и зубы.

Есть у меня сказочной красоты книга о хлебе в Сардинии. На этом, замершем во времени, отсталом острове с богатой древней историей, лучше, чем в других областях Италии, сохранился древний ритуал - обычай лепить священные формы из хлебного теста. Эти скульптуры из хлеба имеют символическое значение и делают их для празднований, в которых принимает участие семья или целое сообщество людей.
Некоторые из этих хлебных скульптур невероятно изысканы, похожи на изделия ювелира.Обычно это изображения цветов, колосьев, винограда - древних образов изобилия. Другие - загадочны,  иногда не вполне понятны, а иногда очевидны. Это изображения странных символов, людей, птиц, лошадей. Сделаны они с такой грубоватой подлинностью, с какой когда-то древние люди тесали из бревна идол божества.
Давно мне хотелось попробовать полепить по примеру сардинского хлеба. Сегодня сделала первую попытку - спекла каравай и символические фигуры из хлеба. А потом мы преломили хлеб, совершили древний ритуал.

Для теста нужно взять не сильную хлебную муку, а обычного назначения. Сделать опару из 10 гр теста и 250 гр муки и всей воды. Когда поднимется вдвое, замешать тесто, добавляя другие ингридиенты.  Тесто интенсивно вымешивать не надо. Лучше чем недовымесить, чем вымесить до полного развития клейковины. Я полностью выбраживаю тесто, леплю - тесто необыкновенно эластичное, лепить из него одно удовольствие, закрываю пленкой и зажигаю духовку. Расстойку даю неполную, всего лишь минут 20. Пеку на 175 градусах.

Тесто:
Муки - 500 гр
Воды - 200 гр
Яйцо - 1 штука крупное
Сахар - 50 гр
Мед светлый - 1 ст. ложка
Соль - 8 гр
Растительное масло мягкого вкуса - 40 гр.
Дрожжи сухие - 5 гр
или дрожжи свежие - 15 гр

Для обмазки заготовок:
1 яйцо, взбитое
1 ст. л. молока
1 ч.л. сахара



ритуальная еда, пасхальная выпечка, дрожжевое тесто, священность хлеба, хлеб на дрожжах, итальянская кухня, практическая мудрость, хлеб других народов, итальянский хлеб, искусство жизни

Previous post Next post
Up