Хлеб может быть еще и обетом или молитвой. По традиции, можно спечь его, обращаясь с просьбой о помощи к тому, что когда-то считалось самой святое святых - к силе жизни, к силе вселенной, символизированной словом Бог или Богиня или Божество.
Замечено, что когда аромат хлеба распространяется по дому, он выметает недобрые силы и грустные мысли.
Хлеб, наконец, самая первая в мире скульптура. И самая эфемерная. Вылепишь из эластичного теста фигурки, а потом их съедят. Когда-то такие фигурки лепили как образы священных символов, как образы божества. И даже нефигурный хлеб был символом Бога.
Не случайно, Христос во время эвхаристии символически предстает в образе хлеба, который прихожане сьедают. Изначально, причащались не просфорой, а отламывали кусочки от хлеба, передавали его друг другу. И не просто так католики говорят о "хлебе жизни" - Боге. И, уж конечно, далеко не совпадение, что в русских загадках, хлеб представлен в виде жертвенного божества, которое терзают, испытывают стихиями воды и огня, бьют и режут, а потом разрывают его плоть во имя жизни других, во имя ближних. Эти мучения, а потом уничтожение - это бескровная жертва во имя жизни.
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.
Режут меня,
Вяжут меня.
Бьют нещадно,
Колесуют меня.
Пройду огонь и воду,
И конец мой - Нож и зубы.
Есть у меня сказочной красоты книга о хлебе в Сардинии. На этом, замершем во времени, отсталом острове с богатой древней историей, лучше, чем в других областях Италии, сохранился древний ритуал - обычай лепить священные формы из хлебного теста. Эти скульптуры из хлеба имеют символическое значение и делают их для празднований, в которых принимает участие семья или целое сообщество людей.
Некоторые из этих хлебных скульптур невероятно изысканы, похожи на изделия ювелира.Обычно это изображения цветов, колосьев, винограда - древних образов изобилия. Другие - загадочны, иногда не вполне понятны, а иногда очевидны. Это изображения странных символов, людей, птиц, лошадей. Сделаны они с такой грубоватой подлинностью, с какой когда-то древние люди тесали из бревна идол божества.
Давно мне хотелось попробовать полепить по примеру сардинского хлеба. Сегодня сделала первую попытку - спекла каравай и символические фигуры из хлеба. А потом мы преломили хлеб, совершили древний ритуал.
Для теста нужно взять не сильную хлебную муку, а обычного назначения. Сделать опару из 10 гр теста и 250 гр муки и всей воды. Когда поднимется вдвое, замешать тесто, добавляя другие ингридиенты. Тесто интенсивно вымешивать не надо. Лучше чем недовымесить, чем вымесить до полного развития клейковины. Я полностью выбраживаю тесто, леплю - тесто необыкновенно эластичное, лепить из него одно удовольствие, закрываю пленкой и зажигаю духовку. Расстойку даю неполную, всего лишь минут 20. Пеку на 175 градусах.
Тесто:
Муки - 500 гр
Воды - 200 гр
Яйцо - 1 штука крупное
Сахар - 50 гр
Мед светлый - 1 ст. ложка
Соль - 8 гр
Растительное масло мягкого вкуса - 40 гр.
Дрожжи сухие - 5 гр
или дрожжи свежие - 15 гр
Для обмазки заготовок:
1 яйцо, взбитое
1 ст. л. молока
1 ч.л. сахара