Feb 20, 2015 20:41
“Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние”.
Первый закон Ньютона
“Prepare yourself to swallow all your diamonds and your rings.
And all your ‘tiquey, shiny, windy things.
Don’t scare yourself, the photos in the newspapers are blurred,
the radio is broadcasting a word...”.
“Inner Emigration”
by Daniel Kahn and the Painted Bird
Этот текст - не программная речь, а мои скромные мысли. Я хочу поделиться ими с теми, кто готов эти мысли воспринять, и теми, кому это может быть интересно. А уж возразят они мне или согласятся - в данном случае не суть важно…
Текстов по правам человека и о правах человека написано очень много. Я здесь не хочу обращаться к историографии. Важно то, что на сегодня минимум два из них* - Всеобщая декларация о Правах человека ООН и Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод - имеют юридическую силу практически на всем земном шаре. К нашему счастью.
Я полагаю, самое большое гуманитарное достижение в истории человечества - концепция прав человека. А пик борьбы за ее претворение в жизнь приходится именно на наше время. Весь мой личный опыт - а это классическое политологическое университетское образование, ученая степень в российском вузе, работа в российской правозащитной НКО - привел меня к этому выводу.
Почему политика неразрывно связана с правом? Курс подготовки юристов предполагает много часов политологии, а курс подготовки будущих политологов - аудиторной и внеаудиторной нагрузки по истории политико-правовых учений. Просто политика начинается там, где начинается право. Право - источник любой политики. Но и право, в современном его понимании, не возникло бы без политики, той самой, бихевиористского толка.
На мой «профанический» взгляд, вся история развития политико-правовых учений движима двумя основными устремленностями - практико-философским по сути поиском идеальной формы политического устройства государства как формы взаимососуществования общества в рамках «res publica» (лат.: общее дело) и религиозным по сути поиском способа низведения до уровня конкретного человека - в данном случае его политико-правового уровня - воспринимаемой нами как Богом данная картины мира. И, как мне представляется, именно концепция прав человека слепляет в неразрывное целое эти две исторические политико-правовые устремленности, а следовательно, и любые попытки их практической реализации.
Практическая реализация - идеальное государство. Кто станет спорить с тем, что «идеальное государство» - это такая социальная реальность, где права всех гарантированы и соблюдаются всеми? Как мне представляется, такое государство есть «общественная игра», в которой права человека являются стержнем, определяющим и политику, и право - для каждого субъекта, который правами обязан пользоваться, но и обязан их соблюдать, как из «высоких» - моральных, религиозных… соображений, так и из «низких» - собственной выгоды, страха быть наказанным за несоблюдение “правил игры”. В результате такого положения дел выигрывают все.
К этому моменту у читателя уже могло возникнуть недоумение: почему автор не дает своего определения «прав человека»? Именно это я сейчас как раз и собираюсь сделать.
Может быть, это мне навеяли фильмы Криса Ноллана, в частности “Интерстеллар”. Суть концепции Прав Человека: “Право одного человека заканчивается или ограничивается там, где начинается право другого”. На мой взгляд, она полностью идентична Закону всемирного тяготения, открытому сэром Исааком Ньютоном. Нет, не зря на него яблочко упало (хотя это и, быть может, только красивая история)...
…Но, казалось бы, причем тут гравитация, она же 1-й закон Ньютона? А притом, что закон этот, в своей исторической, а не в современной, формулировке звучит как: “Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние”. Так же и с основополагающим принципом Прав Человека.
Никто из здравомыслящих не занимается защитой первого закона Ньютона. Потому что закон природы просто невозможно нарушить, тот, кто пытается это сделать, либо идиот, либо гений. Оттого и правозащитники - в действительности они не занимаются защитой прав, - которые, по сути своей, незыблемы, как законы физики, - а занимаются контролем за соблюдением этих прав и борьбой с теми «гениями», или злодеями, которые пытаются нарушить права других.
Возможно, этот текст демонстрирует мою «наивность» в данном вопросе, но я пришел к этому сам. И должно произойти что-то очень веское, чтобы меня в этом разубедить.
Кто хочет - спорьте J.
мысли,
лытдыбр,
важное