Aug 29, 2017 00:53
В нашей нед. главе есть заповедь о левиратном браке (йебум) (25:5-6).
Абарбанель, следуя за Рамбаном пишет о том, что у этого вида брака есть большой смысл в Каббале.
Кроме того, он пишет, что в этом и состояла главная проблема Онана: так как он хорошо знал, что его ребёнок от Тамар будет "не его", то и делал всё для того, чтобы этот ребёнок не был зачат (Раши даёт другую причину для смерти Эра и Онана).
Тут возникают два вопроса:
а) неужели сын такого праведника как Йехуда был таким эгоистом?
б) как мог Б-г умертвить Онана, без того, чтобы предупредить его, что он делает смертельную ошибку?
ИМХО, можно ответить так: в нашей же нед. главе есть также заповедь о первенце (21:16-17). Так же и по этому поводу Абарбанель пишет о важности первенца для отца. И, возможно, мысль, что его первенец будет "не его" была для Онана невыносимой, поэтому он и не хотел зачать ребёнка от Тамар.
А откуда Онан мог знать, что Б-г от его поведения не будет в восторге? Из истории разрушения Сдома (и остальных городов): там Б-г ясно показал, что эгоистам, которые не хотят делать хесед другим - не место в этом мире.
И Онан должен был понять, что то, что он делает и есть "маасэ Сдом" по отношению к умершему брату.
ИМХО, для нас в Элуле это важный урок: делая тшуву и концентрируясь на собственном духовном росте, нельзя забывать о других: эгоизм может привести к печальным последствиям...
#Абарбанель,
#Ки Сейце,
#хидушик