БУДЬТЕ ПРАВЕДНЫ В ГЛАЗАХ ЛЮДЕЙ!

May 12, 2014 17:02

Заметил в этот Шаббес одну интересную вещь в Раши, которую раньше не замечал.
Есть известный Раши в конце главы Бехар (26:1), где он показывает, как порядок стихов намекает на взаимосвязь грехов и наказаний:
"...И все здесь изложено по порядку: вначале дается запретительная заповедь относительно седьмого (субботнего) года; если человек жаден и подозреваем (в нарушении заповеди) о седьмом годе, то рано или поздно он (обнищает) и вынужден будет продавать свое имущество. Поэтому непосредственно за этим (следует): "И когда будете продавать..." [25, 14] (а это относится к продаже движимого имущества). Ибо что сказано далее? "... или покупать у ближнего своего" - (в виду имеется) покупка, переходящая из рук в руки. Если (после этого человек) не раскается, рано или поздно вынужден будет продавать свои земельные владения [25, 25]. Если (и после этого) не раскается, ему придется продать свой дом [25, 29]. Если (и тогда) не раскается, вынужден будет брать в долг за лихву и рост [25, 36]. Все последующие (кары) тяжелее предыдущих. Если не раскается, мало того, (что вынужден будет продать себя своему ближнему) Исраэли, но (ему придется продать себя) иноверцу [Кидушин 20а]."

Впервые обратил внимание на то, что Раши говорит не о злодее, который плюёт на всех и открыто нарушает законы Шмиты, а о человеке, который только ПОДОЗРЕВАЕМ! Конечно, дыма без огня не бывает, и возможно этот "кулак" и попытался что-то припрятать, из того что должен вынести.

А может быть даже и не пытался, просто жаден и люди его подозревают. И вот за такие "мелочи" человек может очень плохо кончить, как это показывает Тора!

Как тут не вспомнить фразу из Пиркей Авойс (2:1): Раби говорил: "Какой из праведных путей должен избрать себе человек? Такой, чтобы он ему был во славу и чтобы люди чтобы люди прославляли его...". А также высказывание Раби Ханины (3:13): "Тот, кто мил людям, мил и Вс-вышнему, тот кто не мил людям, не мил и Вс-вышнему"!

Многие люди думают, что если они выполняют все заповеди по букве закона и даже больше, то достаточно, чтобы только Ашем знал об этом. А что о нём будут думать люди, уже значения не имеет.
Наши мудрецы говорят: это не так! Недаром есть так много таканот и гзерот из-за "марис айин" (неправильного понимания ситуации)!

Поэтому, нужно стараться чтобы все поступки и дела были такими, чтобы человек был праведным и уважаем не только Б-гом, но и людьми.

musar, rashi

Previous post Next post
Up