(По книге Александра Каца "Пробуждения памяти" в журнале "Мир Торы" # 2(34) 2012)
Часть 1.
В Пятикнижии рассказывается, что Йосеф поселил семью своего отца в земле Гошен, на северо-востоке Египта, и обеспечивал их самым необходимым - ведь за предыдущие семь лет изобилия он собрал в государственных хранилищах огромные запасы зерна.
Некоторые исследователи отождествляют Йосефа с древнеегипетским мудрецом по имени Имхотеп - верховным визирем фараона Джосера.
На пьедестале статуи Джосера, обнаруженной в 1926 при раскопках у ступенчатой пирамиды в Саккаре, сохранилась надпись: "Имхотеп (так это имя записано с помощью иероглифов) - наместник фараона Нижнего Египта, первый после фараона в Верхнем Египте, распорядитель большого дворца, правитель Она".
Город Он (по-гречески Гелиополь, расположен на восточном берегу Нила, на месте одного из предместий современного Каира) был резиденцией Джосера, а в Пятикнижии сказано, что Йосеф женился на дочери "жреца Она".
И ещё - в Южном Египте, на острове посередине Нила, сохранилась высеченная на скале надпись , в которой сообщается, что в правление Фараона Джозера был семилетний голод, для спасения от которого фараон обратился за помощью к своему визирю Имхотепу (см. A. Gardiner, Egypt of the Pharaons, p. 76). В том же древнем тексте указано, что именно по совету Имхотепа фараон Джосер ввёл в Египте государственный налог на часть урожая, от которого были освобождены только жрецы. А в Пятикнижии рассказывается: в годы голода "Йосеф издал указ - ...пятую часть урожая отдавать фараону, и только земля жрецов фараону не была отдана" (Берейшит 47:26).
В одном из псалмов встречается несколько иное написание имени Йосефа - Йехосеф (Техилим 81:6). А поскольку в иврите буквы, обозначающие звуки "с"-"т" и "п"-"ф" чередуются, это имя можно прочитать как Йехотеп.
Существует и ещё одно любопытное соответствие. Как считают египтологи, Имхотем был великим архитектором, который разработал проект первой ступенчатой пирамиды, возведённой в Саккаре из огромных блоков белого известняка.
Развалины гигантского "погребального комплекса", в центре которого возвышается пирамида, до сих пор сохранилась на западном берегу Нила, на обширном плато в нескольких километрах к западу от Мемфиса, примерно на тридцать километров южнее Гелиополя.
У южной стены комплекса расположены одиннадцать чрезвычайно глубоких бункеров (каждый из них подобен по размерам девятиэтажному дому, уходящему в глубину). В одном из них была устроена очень сложная, достигающая дна лестница, а все бункеры соединялись между собой подземным туннелем.
На полу этих бункеров было найдено зерно. Египтологи уверяют, что зерно попало туда в качестве "погребального дара" умершим, однако никаких других признаков погребений там не было обнаружено. И согласно одной из гипотез, эти бункеры были огромными зернохранилищами.
Ведь в Пятикнижии повествуется, что Йосеф "все семь лет (изобилия) собирал урожай, который был в земле Египта, ...и собрал Йосеф так много зерна, как песка морского, - и его перестали считать, ибо не стало счёта" (Берейшит 41:48-49). В мидраше рассказывается, что собранное по всей стране зерно стекалось в созданные им государственные хранилища (Пиркей де Раби Элиэзер 39). И, по мнению гипотезы, центральным из них был комплекс в Саккаре.
Вероятно, когда ямы заполнялись зерном, то они запечатывались сверху деревянным или каменным куполом.
Сразу же за главными воротами, в стене, окружающий построенный комплекс, начинался длинный зал, с двух сторон которого стояло по двадцать колонн, выполненных в форме связок стеблей папируса. Каждая колонна соединялась со стеной зала перегородкой, и получалось сорок "кабинок".
Раньше египтологи полагали, что эти многочисленные отделения были предназначены для статуй. Но изваяния, как правило, устанавливались на опорных камнях или постаментах, однако никаких опор там найдено не было, хотя, даже если статуи расхищались грабителями, опоры оставались. И возможно, что эти сорок "кабинок", расположенные между бункерами и входными воротами комплекса, служили маленькими "конторами" по продаже зерна. (см. M.N. Wyatt, Josef in Ancient Egyptian History)
Продолжение следует.