В прошедший Шаббес вторую сеуду мы трапезничали в Йешиве. Там услышал две хорошие небольшие Двар Тойры от бохерим:
ашкеназкая от бохера Шмулика Х. от имени Рава Штаймана Шлита:
когда произошла майса в Шитим, Мидраш рассказывает, что Пинхас подошёл к Моше Рабейну и напомнил ему алоху о "канаим".
Моше ответил Пинхасу, что он должен сам выполнить эту алоху. Возникает вопрос: почему давка Пинхас? Ведь вся проблема Моше была в том, что он забыл алоху! Теперь, что же его удерживало самому наказать грешника?
Ответ может быть такой:
Мидраш сообщает следующее:
"Схватив копье Моше (ни у кого другого из евреев копья не было, ибо в дом учения вносить оружие не позволилось) и прикрыв его металлический наконечник своими одеждами, Пинхас воспользовался деревянным древком как посохом. Когда он появился у шатра, стражи спросили его: "Что тебе здесь нужно?"
Пинхас отвечал: "Я ничем не хуже вашего вождя. Мой отец, как и Моше, был женат на мидьянитке. Я тоже люблю мидьянитов”.
Говорит Рав Стайман, таким образом в этот момент Пинхас сделал больший Хилул Ашем, так как другие евреи могли подумать так: уж если Пинхасу можно так поступать, то тем более можно нам.
И только громадный Кидуш Ашем, который сделал Пинхас убив Зимри и Козби, оправдал и перекрыл этот минутный Хиллул Ашем.
Однако если это сделал бы Моше Рабейну, то тот Хилул Ашем которое бы вызвала эта хитрость не могла бы быть перекрыта ни каким Кидуш Ашемом.
сефардская от бохера Шломо А.
известно, что главная надежда Билама состояла в том, что есть в течении дня один момент, когда Ашем гневается на евреев и этот момент Билам и собирался использовать для проклятия.
Возникает вопрос: каким образом должно было одно мгновение хватить Биламу для проклятия?
Тосфойс где-то в Геморе (Брохос 7а) даёт на этот вопрос такие теруцим:
а) Билам мог бы в это секунду произнести слово "калем"
б) главное было начать проклятие в секунду гнева, продолжить можно было и потом.
Рав Хаим Абдулафиа говорит, что намёк на эти теруцим можно найти прямо в Торе (22:18): "...не смогу преступить слово Г-спода, Б-га моего, чтобы сделать МАЛОЕ или ВЕЛИКОЕ."
"малое" - это возможность уничтожить одним словом, "великое" - начать проклятие в момент гнева, а закончить уже потом.