Представьте себе, что вы - еврей по крови и по документам, здоровы морально и физически, не имеете уголовного прошлого, не переходили в другую религию. В общем, лубочный экземпляр на репатриацию. Вы обращаетесь в МВД Израиля (или в консульство в Москве) с просьбой о получении визы нового репатрианта, но вам в ней отказывают на том основании, что … однажды по вашим документам кто-то уже репатриировался в Израиль.
Вам не говорят, что у вас поддельные документы. МВД также не утверждает, что документы не ваши. Вам просто говорят, что документы на ваше имя уже один раз использовались для репатриации. «И …» спрашиваете вы. Документы, подтверждающие еврейство, это же не лотерейный билет, по которому можно получить выигрыш только один раз!
Действительно, по одним и тем же
документам не может репатриироваться целая толпа. Только вот формулировка, на основании которой сотрудники МВД отказали нашему клиенту, может звучать логично на первый взгляд, но явно вызывает недоумение на второй: то, что кто-то выехал по чужим «моим» документам, не лишает меня права выехать по моим «моим»!
Если бы в МВД утверждали, что наш клиент является пособником в незаконной передаче другому лицу своих документов с целью репатриации, то теоретически ему могло быть отказано по причине уголовного прошлого. Для такой формулировки не требуется судебного решения - сотруднику министерства достаточно иметь веские основания для подозрении в нарушении закона. Пособничество в незаконном получении израильского гражданства может соответствовать этому критерию. Но никаких доказательств того, что наш клиент передал свои документы для «поддельной репатриации», у МВД не было, и быть не могло.
Причина же их якобы повторного использования была достаточно банальна: документы были украдены более 20 лет назад. Об этом наш клиент сообщил в свое время российской полиции, не позаботившись, однако, заодно оповестить органы внутренних дел всех остальных стран, в том числе и Израиля (в то далекое время репатриация в его планы не входила).
Для того, чтобы отказать человеку в подобной ситуации, сотруднику МВД, с его точки зрения, не нужно никого убеждать в своей правоте, он прав по умолчанию. Даже если основание для такого отказа не лезет ни в какие ворота, не вписывается ни в один параграф Закона о возвращении. К сожалению, единственный путь борьбы с подобным отказом - это способ, который требует уверенности в себе и своей правоте, а также больших ментальных издержек и финансовых затрат. Почти неизбежно обращение в суд, а «по дороге», как правило, обращение в вышестоящую инстанцию («внутри» МВД), которая либо бездействует, либо поддерживает сотрудников на местах.
Я не поклонник мотивационных стикеров, таких, как «Вижу цель - верю в себя». Но если в МВД или консульстве вам отказали в визе на репатриацию, то иногда именно такая установка это то, что вам нужно.