Спешу успокоить. Я думаю, что Закон о возвращении в ближайшее время изменён не будет.
Через два месяца Израиль идёт на третьи в течение года парламентские выборы. И в связи с этим у нас уже больше года нет правительства, и, соответственно, нет законотворчества. Поэтому я надеюсь, что настолько важный и эмоционально заряженный закон как Закон о возвращении в обозримом будущем никто не тронет.
В то же время разговоры на эту тему в последнее время вышли на уровень, которого я давно не припомню. В России есть глава РПЦ, патриарх. В Израиле есть аж два «патриарха»: главный ашкеназский раввин и главный сефардский. И вот последний недавно заявил, что в Израиль завезли чертову тучу гоев, ненавистников иудаизма и вообще коммунистов. То есть понятно из этого, насколько главный сефардский раввин в курсе того, что сегодня происходит в мире и в России в частности? Потому что при всём моем «уважении» к Зюганову и коммунистической партии, привезти в Израиль коммунистов, думаю, никак не получится, даже если очень постараться.
А незадолго до этого наше министерство внутренних дел, главой которого является Арье Дери из той же самой партии ШАС, которая, собственно, и выдвинула в свое время главного сефардского раввина, опубликовало данные о том, что только один из двадцати пяти репатриантов из России является евреем. Потом эти данные, правда, были несколько дезавуированы, и было озвучено, что на деле 40% «русских» репатриантов являются евреями, а 60% - не являются, что, на самом-то деле, и удивлять сильно никого не должно, потому что в каждой семейной паре, где только один из супругов еврей, а второй нет, процент евреев, соответственно, не будет превышать 50%. А если в этой паре евреем является муж и есть дети, то они по иудейскому религиозному канону тоже не будут евреями, потому что еврейство передается по матери, а не по отцу (в отличие от советских и российских правил).
Что же в Законе о возвращении так не нравится еврейским религиозным деятелям? Их нападки нацелены на так называемый Параграф о внуке. Действительно, с 1970 года Закон о возвращении гласит, что право на репатриацию в Израиль, на получение израильского гражданства, имеют не только евреи, то есть те, у кого мама еврейка, но и
их супруги, а также их дети, вместе со своими супругами. И внуки, вместе со своими супругами. Причём Закон подчеркивает, что это право на репатриацию неевреев не зависит от того, жив ли их еврейский предок или нет и репатриируется он с ними или нет. Поэтому, по-хорошему, если бы главный сефардский раввин был бы последователен, то ему, конечно же, мешал бы этот самый параграф, только он бы называл его не параграфом о внуках, а параграфом о детях. Потому что дети еврея от русской жены, с точки зрения иудаизма, тоже евреями не являются.
Возможно, в данном случае «сезонное обострение» у израильских ультрарелигиозных деятелей связано с тем, что в последние годы израильское правое правительство возглавлялось крупнейшей партией, в тандеме с которой шли религиозные партии, а также партия НДИ - Наш Дом Израиль. Лидер НДИ Авигдор Либерман за последний год неоднократно дал ясно понять, что не готов более подчиняться религиозному диктату. Он не даёт сформировать правое правительство, которое он, на самом деле, называет фанатично религиозным мессианским. Таким образом Либерман, отрывая религиозные партии от кормушки, а религиозных министров - от насиженных кресел, спровоцировал в их рядах эту бурю с Законом о возвращении. И, скорее всего, именно поэтому вдруг снова стал муссироваться вопрос о том, насколько «чистыми» евреями являются новые репатрианты.
Я же на это отвечу словами, которые до меня повторялись не раз: если наши люди были признаны достаточно «еврейскими», для того чтобы служить в армии обороны Израиля, воевать и гибнуть за Израиль - то они, уж точно должны быть евреями для всего остального.