Практически у каждой страны существует та или иная миграционная политика и четкое понимание целевой аудитории, которую государство больше всего хочет заполучить. Например, американцы хотят привлечь к себе талантливых студентов, подающих надежды медиков или бизнесменов и инвесторов. Европейцы, имея ситуацию с очень низкой рождаемостью, понимают, что вынуждены импортировать рабочую силу на неквалифицированную и низкооплачиваемую работу, призывая мигрантов из Ближнего Востока и Африки. Точно такие же цели, похоже, преследует и Россия.
У Израиля же миграционную политику заменила политика репатриации. Правительство, возможно, думает, что
«Законом о возвращении» и большим забором на границе с Египтом оно решает все миграционные проблемы: забор не пускает тех, кого в Израиле видеть не хотят, а Закон открывает двери евреям и членам их семей, среди которых точно должны оказаться и талантливые студенты, и подающие надежды медики, и те самые бизнесмены с инвесторами.
Поэтому, говоря о переезде бизнесменов в Израиль, к сожалению, речь может идти только о тех людях, которые имеют еврейские корни или супругов с такими корнями, и, по удачному стечению обстоятельств, - являются еще и предпринимателями. Процесс получения гражданства одинаков для всех групп населения: топ-менеджеры должны сначала доказать своё право на репатриацию, а потом уже решать, как совмещать наличие израильского гражданства и российские бизнесы.
Жизнь в самолете
Собственники и топ-менеджеры по разному подходят к вопросу переезда и получению дополнительного гражданства. Топ-менеджер генерирует доходы там, где он находится физически, и если однажды он перестанет пять раз в неделю появляться в офисе, то и доходы прекратятся. С владельцами бизнесов ситуация обстоит иначе, ведь владеть активами можно из любой точки земного шара.
Процесс получения израильского гражданства - не одномоментный порыв или рывок. Обычно к нему подходят издалека, и начинают подготовку необходимых документов заранее. Параллельно идет и плавная перестройка «вертикали власти» внутри компании. Многие наши клиенты начинают постепенно уходить от оперативного управления. Быть исполнительным директором своей фирмы и переехать в Израиль намного сложнее, чем быть председателем совета директоров, который отвечает за стратегическое управление. Полностью уйти от «операционки» своего бизнеса непросто: часто мы наблюдаем такую картину, когда вначале переезд совершают жена и дети, а глава семьи живет в самолете, разделяя свое время между двумя странами. Но рано или поздно у всех людей, не только бизнесменов, вопрос «в какой стране проще зарабатывать» сменяется на вопрос «в какой стране я хочу встретить старость и растить своих детей». А еще однажды приходит понимание разницы между видом на жительство, который временный, и гражданством, которое навсегда.
Новый бизнес
В силу своих предпринимательских привычек и нацеленности на использование возможностей, многие бизнесмены считают, что любая страна, где они проводят больше двух недель в году, должна генерировать доход, который покроет расходы их нахождения там. Поэтому, приезжая в Израиль чуть больше, чем на время отпуска, многие наши клиенты вынашивают идею создать адаптированную копию своего
бизнеса тут.
Подход в этом плане достаточно распространенный: оставляя в России back-офис, они пытаются создать в Израиле front-офис, предлагая те же самые услуги для израильтян. С экономической точки зрения это грамотное решение, потому что российский специалист заведомо дешевле местных, а во многих сферах - еще и более профессиональный. Этим путем достаточно успешно идут собственники инжиниринговых компаний и IT-бизнесов. Но нужно понимать, что в сфере ведения бизнеса Израиль - сложная страна со своими неписаными правилами, которые не так легко «считать» в одночасье. Поэтому большинство новых бизнесов открываются в партнерстве с местными игроками, знающими реалии местного рынка и имеющими налаженные связи внутри страны. Даже McDonald’s, один из самых узнаваемых брендов в мире, имеет в Израиле локального партнера.
Золотая жила Израиля
Другой принятый путь создать себе источник дохода в Израиле -
инвестировать в жилую недвижимость. Не с точки зрения проживания и покупки квартиры для себя (хотя в последнее десятилетие такое вложение средств себя прекрасно оправдывало), а с точки зрения инвестиции с целью извлечения прибыли. И если простая сдача в аренду приносит гарантированный, но скромный доход, то программа реновации и защиты от землетрясений под названием «Тама 38» позволяет войти на строительный рынок с не очень высокой точкой входа. Дело в том, что до 1980 г. стандарт застройки не соответствовал современному видению сейсмических рисков. Государство не может взять на себя все расходы по укреплению домов от землетрясения, и израильтяне нашли выход: подрядчик с разрешения муниципалитета и согласия жильцов укрепляет или перестраивает дом, а за это ему позволяют достроить еще несколько этажей. То есть на выходе подрядчик получает не просто землю, на которой можно построить квартиры в одной из стран с самыми быстро растущими ценами на недвижимость, а недвижимость на самых верхних, и соответственно самых дорогих, этажах.
А что с налогами?
За все хорошее приходится платить. Израиль, по сравнению с Россией, является социально-ориентированной страной с высокими «европейскими» налогами. Но у еврейского государства для вас хорошие новости: наличие гражданства не превращает человека в налогового резидента. Для новых репатриантов в Израиле существует особый налоговый режим: в течение 10 лет государство не претендует на налоги с зарубежных пассивных доходов. Таким образом, налоговый вопрос перестает быть таким острым и пугающим. Другое дело, что ввести зарубежные деньги в банки Израиля сегодня не так просто. Но это тема для отдельного обсуждения.
Этот материал опубликован на
блог-платформе Forbes.