Наконец-то собрался расказать о том, как оно у меня происходит :)
Об этом на самом деле трудно писать, потому что... ну как объяснишь на словах? Занимаюсь уже год и - сколько месяцев? Месяцев девять где-то.
Сначала я не умел вообще ничего, тут как раз все просто. Потом Миришь начала меня учить, и я вроде бы начал что-то просекать. Ну, как мне тогда думалось )) Потом стабильно оказывалось, что это все фигня, и надо не так, а вовсе даже вот так. И таких циклов понимания-непонимания было мнооооого. Не знаю, неизбежно ли это, может, кто-то сразу понимает, что от него хотят - наверняка тут многое завязано на индивидуальные привычки в пользовании голосовым аппаратом (о, как сказал-то!). Кто-то изначально направляет звук правильно или почти правильно, а мешает ему полноценно петь, например, плохая осанка или грудное дыхание. Еще важно, насколько человек вообще отслеживает, что и как у него действует в организме, когда он говорит или поет, - какие мышцы работают, все такое. В общем, когда он понимает, что и как он делает.
Мне, прямо скажем, с этим было ох как тяжело, потому что и привычки у меня всю жизнь были неправильные, и тупость по части физического самоощущения зашкаливает.
Это где-нибудь в гимнастике хорошо - ты просто видишь, что не согнул ногу так, как надо. А тут ты ничего не видишь, понятия не имеешь, как надо, и никто тебе наглядно это не покажет и на пальцах не объяснит - вот в чем главная сложность.
Первые несколько месяцев я вообще пытался делать все абсолютно не так, но старательно что-то там поднимал в нёбе и отодвигал в горле - как понимал, что было велено. И за счет этого начал потихоньку осознавать, что у меня там есть такие и сякие мышцы, и ими можно так и эдак двигать )) Конечно, потом оказалось, что именно то, что я с ними пытался делать, делать было ни в коем случае не надо, но все равно, я начал худо-бедно ориентироваться в ощущениях и даже иногда понимать, что Миришь имеет в виду.
Было еще чисто физически тяжело, я обливался пОтом в процессе, и потом бывал весь как выжатый лимон. Если бы я мог в тот момент объективно оценивать свои "успехи", я бы, наверное, так им не радовался. Но на тот момент я был доволен, что у меня получается хоть что-то. Громко - уже хлеб )) Ну, а поскольку себя со стороны не слышишь, мне казалось, что все совсем не так ужасно, как на самом деле было )))
С дурными привычками особенно разбираться не приходилось, потому что вот этот, в общем-то, совершенно вредный напряг и не давал мне сползти к наработанному долгими годами и неправильному удобству.
Привычки здорово мешали и мешают в другом: например, при словах "кричи вдаль", я раньше моментом забывал все наработки и начинал орать на связках, как всю жизнь привык. Сейчас я уже на связках не ору, но фишку не секу по-прежнему, особенно, когда Миришь говорит "кричи не громче, а дальше". То есть, теоретически-то я понимаю, что речь идет о полетности. Но практически - полнейший ступор, который отбрасывает меня на занятии на пару ходов назад, и хорошо, если только на пару. Вообще все, что связано с обучением в движении, у меня работает очень тяжело. Я или осознанно двигаюсь, или понимаю что-то про звук, а одновременно никак не выходит. Даже если какое-то движение, скажем, имитация бросания мяча во время пения и приводит к правильному звуку, я все равно не чувствую, за счет чего так вышло, и что вышло, и тем более не могу потом это воспроизвести. Мне помогает именно вдумчивая фиксация ощущений, ассоциации не с действием, а с состоянием. Это тоже очень трудно, но интересно. Вот, кстати, к вопросу о соционике-то )) То ли я больше статик, чем динамик, а Миришь наоборот, то ли я пытаюсь учиться через белую сенсорику, а Миришь учит через черную, но есть такой злой затык, да.
Тем не менее, на сегодняшний день прогресс налицо. Уже вполне пою, и даже больше не тошнюсь от своего голоса в записи. Физических усилий не требуется, дыхание не сбивается, звук идет легко. Но все-таки еще "стабильности не хватает"(с). Плавает ощущение правильности", не всегда сходу могу въехать в нужную позицию, не чувствую, когда зажимаются челюсть и шея сзади, и тембр меняется - индикаторов каких-то внутренних до сих пор не хватает. И поэтому толком еще не могу осознанно влиять на звучание, подстраивать его под свой вкус. К тому же я еще не могу взять и нормально спеть что угодно. Вот пою я у Миришь "Caro mio ben" - вот это уже как-то могу. Не знаю, легко ли пойдет другая классика, не пробовал. А вот со своими песнями - сплошной пичаль. Там же в академической манере нельзя, да и не получится. То ловлю нужное ощущение, то опять теряю. Вот тут постоянно пытаюсь сползти на старый неправильный способ - без опоры. И еще русский язык чудовищно сложен для пения, с итальянским на порядок проще. И одновременная игра на гитаре тоже усложняет задачу. На гитаре я играю так себе, и это требует отдельного куска внимания. Никак дойду до уроков, которые скачал по рекомендации Варниэн, а зря. Там наверняка есть то, что поможет именно с песнями разобраться.
А соседей я больше не стесняюсь, кагбэ поздно уже пить боржоми )) Надеюсь только, что они не знают наверняка, из какой квартиры идет звук ))