Максимальный ритм-н-блюз (из архива Classic Rock)

Dec 06, 2014 14:16



Текст: Роб Хьюз
Перевод: Антон Вильгоцкий

Билл Грэм недоволен. На дворе февраль 1971-го, и J. Geils Band только что поднялись на сцену нью-йоркского Fillmore East по его рекомендации. Но зрители и знать ничего не хотят. Как только группа начинает свой вступительный номер, толпа принимается нетерпеливо скандировать: “Sabbath! Sabbath!”, в предвкушении появления на сцене хедлайнеров - Black Sabbath. Все, что пытаются сыграть Geils, полностью заглушено. Раздраженный, промоутер Грэм выходит вперед. «Билл попросил за нас, даже не посмотрев толком, что мы играем, - вспоминает вокалист Питер Вулф. - Но он слышал о нас очень хорошие отзывы. И вот он вышел вперед и сказал: «Я пригласил эту группу сюда, и ребята заслуживают определенного уважения. Если вы не желаете проявить вежливость, тогда, пожалуйста, уйдите отсюда и вернитесь попозже. Очень мало людей осталось после этого в зале. Мы продолжили, и все закончилось тем, что нас четыре или пять раз вызывали на бис. Вот такое было у нас начало».
Только-только появился их дебютный альбом. Своевольный взрыв живого жесткого блюза и r’n’b, он содержал как оригинальные вещи, так и шумные каверы песен Джона Ли Хукера, Отиса Раша и Смоки Робинсона. Это был достойный старт, но, как показал опыт в Fillmore, настоящая сила группы была в живых выступлениях. Уже тогда бостонский секстет находился на пути к тому, чтобы стать динамичными «зажигалками» вечеринок Америки 70-х. Гитарист Джон Джейлс привносил свинговые риффы, губной гармонист Ричард Селзвитц (Мэджик Дик) выдавал страшноватые джазово-блюзовые дорожки, а басист Дэнни Клейн и барабанщик Стивен Джо Блэдд создавали завораживающую глубину. И в довершение всего - неистовый Вулф, гиперактивный «супер-ёжик», который начинал как радио ди-джей по прозвищу «Вуфа Гуфа». В то время, как их одногодки торговали кислотными импровизациями или длинными блюзовыми номерами, The J. Geils Band производили впечатление грязного привета из рок-н-ролльного прошлого.
«Мы носили кожаные куртки и ботинки, чтобы подчеркнуть, что мы - блюзмены, а не хиппи, - вспоминает Джейлс. - Это выделяло нас. Все называли Aerosmith плохими мальчиками из Бостона, но они были копией - а оригиналом были мы!».
Питер Вулф родился и вырос в Нью-Йорке, но к середине 60-х он двинулся в Бостон. В детстве старшие сестры часто водили его в Apollo, популярную гарлемскую площадку, на которой исполняли соул и ритм-н-блюз. Это там, глядя на Джеймса Брауна, Отиса Реддинга и Джеки Уилсона, он вплотную соприкоснулся с искусством живых выступлений. «Это был невероятный ученический опыт того, как артист должен замыкать на себе внимание аудитории, - говорит он. - Исполнитель и песня становились единым целым. Это было почти что религиозное действо. Если кто-то пел любовную песню, то это было как высокое оперное искусство. Они разрывали куртки на себе, падали на колени. И вы по-настоящему верили в это, все было полностью правдоподобно».
Джейлс, еще один нью-йоркец, стал студентом Уорчестерского Политехнического Института в середине 60-х. Там он познакомился с Диком и Клейном и задумался о создании «блюзовой, фолковой группы, вдохновленный творчеством The Paul Butterfield Blues Band. Изучая выходные данные дебютного альбома последних, там можно найти имена Литтл Уолтера и Мадди Уотерса. Весной 1967-го ребята бросили колледж и отправились в Бостон.
«Мы во многом скопировали нашу модель с группы Джуниора Уэллса и Бадди Гая, - признается Джейлс. - В конце концов мы стали резидентами кофейни «Единорог» в даун-тауне».
Еще одной молодой командой, имевшей популярность на местном уровне, были The Hallucinations, участниками которой являлись Блэдд и Вулф. Нуждаясь в новом барабанщике и в вокалисте, Джейлс втянул этот дуэт в свой проект. После того, как к ним добавился еще и пианист Сет Джастмен, группа J. Geils Band была окончательно сформирована.
«Это было слияние чисто блюзовой группы и моей, - вспоминает Вулф. - The Hallucinations играли блюз и r’n’b и были кем-то вроде нео-панков, прыгали со сцены на зрителей. Зрелищность была важным аспектом того, что мы делали. Это была моя работа - развлекать, заставлять людей вставать и танцевать».
Как приблизительно прикидывает Вулф, первый альбом J. Geils Band был записан за 18 часов, когда группа принесла свои проверенные дорогой мелодии в студию. Кавер на First I Look At The Purse от Contours был выпущен в качестве сингла, но дело шло едва-едва. Следующему альбому, The Morning After 1971-го года, повезло чуть больше, он подарил небольшой хит в виде версии песни группы The Valentinos Looking For A Love. Однако, это все еще вряд ли можно было назвать прорывом.
Помимо дебюта на сцене Fillmore East, в 1971-м они также разогревали Black Sabbath на всем протяжении американского тура - это стало результатом того, что обе группы пользовались услугами одного и того же агентства, Premier Talent.
«Это на самом деле выглядело как яблоки и апельсины в одной корзине, - вспоминает Вулф. - Мы выходили как этакая ар-эн-би группа, играющая на фанковых «Фендерах». Первым местом, где мы выступали, был старый скотный двор в Сент-Луисе. Там был грязный пол и пахло навозом. Наша гримерка была устроена в лазарете, в который помещали занемогших людей, там стояли ряды кроватей. Мы сидели там, пытаясь навести марафет, а в это время туда стаскивали всех этих ребят, которые перебрали или передознулись. Это было почти как если бы мы играли на иностранном языке».
В июне 1971-го Geils Band также вернулись в Fillmore East, чтобы сыграть на его закрытии, где они разделили сцену с Альбертом Кингом, Эдгаром Винтером, The Beach Boys и Mountain - а хедлайнерами были The Allman Brothers. Это был настоящий марафон, транслировавшийся в прямом эфире двумя нью-йоркскими станциями. К тому моменту, как группа отправилась в свой отель в четыре часа утра, Оллманы все еще звучали на радио.
«Мы, должно быть, сделали 50 или 60 шоу с The Allmans, - говорит Вулф. - Фил Уолден, который был их менеджером в ту пору, всегда хотел стать и нашим менеджером тоже. Помню, однажды Geils Band репетировали в квартире Дика и Дэнни в Бостоне, когда внезапно зашли два мужика и сказали: «Ну, типа, мы тоже музыканты». Один из них взял гитару и начал петь битловскую Blackbeard. Второй взял другую гитару и стал подыгрывать ему. Это оказались Грег и Дуэйн Оллманы. Так что, мы подружились с ними даже раньше, чем начали вместе играть. Между нами было что-то вроде братства».
В отличие от Оллманов, J Geils Band все еще нуждались в том, чтобы перевести на язык винила энергетику своих живых выступлений. «Те песни, что у нас были, в шоу-бизнесе считались проходным материалом, - говорит Джейлс. - Кое-какие из них проигрывались на радио, но ни одна не становилась хитом».
Но вот появился менеджер Ди Энтони, надзиравший в то время за делами таких тяжеловесов, как Humble Pie, Emerson, Lake & Palmer и Джо Кокер. «Он пришел посмотреть, как мы играем, - продолжает Вулф, - и сказал: «Вы потрясающая живая группа, но послушав ваши альбомы, я не могу получить того же ощущения. Почему бы вам просто не записать живой альбом? Просто запечатлеть то, что вы творите на сцене».
В апреле 72-го группа отправилась в Детройт, всегда бывший для них одним из излюбленных урочищ, и два вечера подряд выступали на сцене The Cinderella Ballroom. Результатом стал бодрый Full House, включавший в себя как напыщенные версии First I Look At The Purse и Looking For A Love (наряду с Homework Отиса Раша), так и полновесные оригинальные вещи: Whammer Jammer и Hard Drivin’ Man. Лучшим в подборке была монументальная версия Serves Your Right To Suffer Джона Ли Хукера, песня, которая вобрала в себя все лучшее, что было в живом исполнении J. Geils Band - плачущая арфа, насыщенные соло на органе, острая блюзовая гитара и неудержимый Вулф - в лучшей части славных десяти минут. Альбом, возможно, и не попал в топ-50 Billboard, но он имел большой успех у критиков и получил серьезное признание на андеграундном радио. Он остался одним из прекраснейших живых свидетельств своей эпохи.
Если на родине продажи были минимальными, то в Европе не было вообще никаких. Решение менеджера отправить их в тур с еще одними из его подопечных, ELP, ничуть не помогло. «Они зарядили тур по оперным залам, и мы были их разогревом, - говорит Вулф. - Большая часть людей понятия не имела, кто мы такие. ELP были более мозговитыми, в то время как мы бегали по сцене как какие-то болванчики. Люди даже не понимали, кто это вообще выходит на сцену».
«Мы преподносили себя не так, как некоторые из знаменитых артистов р-н-б, - добавляет Джейлс. - Мы могли выйти и начать играть инструментальную вещь, а потом я подходил к микрофону и говорил: а теперь, леди и джентльмены, наш главный человек - Питер Вулф! И Питер, пританцовывая, выходил из-за кулис, и мы немедленно жахали что-нибудь вроде First I Look At The Purse».
Харизма Вулфа не осталась незамеченной и в Голливуде. В сентябре 72-го он был представлен актрисе Фэй Данауэй после того, как группа сыграла в сан-францисском Fillmore West. Они сразу заинтересовались друг другом и начали встречаться, что вылилось в свадьбу, прошедшую два года спустя в Беверли-Хиллз. Несмотря на то, что пара развелась в 79-м из-за того, что большой объем работы мешал совместной жизни, Данауэй, казалось, продолжала любить Питера. В своей автобиографии 1975-го года, «В поисках Гетсби», она написала: «Когда я думаю о Питере Вулфе, то всегда вспоминаю португальскую поговорку: «Никогда не говори, что больше никогда не будешь пить из этого стакана».
Несмотря на то, что их иногда запихивали в совершенно невозможную сборную солянку, репутация группы росла, как снежный ком. Их четвертый альбом, Bloodshot, был самой успешной из их студийных работ (Вулф описывает его как «наш величайший альбом»). Он попал в американский ТОП-10, подкрепленный успехом попавшего в ТОП-30 сингла Give It To Me.
За ним последовала пара неоднородных релизов - Ladies Invited и Nightmares… And Other Tales From The Vinyl Jungle - но альбомы теперь были вторичным делом по сравнению с тем, какого статуса достигла группа в мире живых концертов. В январе 75-го они под завязку набили зрителями знаменитый Boston Garden, а в ноябре вернулись туда, чтобы записать шоу, выпущенное впоследствии как двойной LP Blow Your Face Out. К тому моменту, как вышел Monkey Island 1977-го, они были хедлайнерами в Madison Square Garden. Ритм-н-блюзовая группа из Бостона была суперзвездной.

Упомяните J. Geils Band в разговоре с кем-нибудь сегодня, и вы услышите в ответ одно слово: Centerfold. Большой хит в Британии в 82-м, он также стал их единственным хитом номер один в США. К тому времени дела в группе обстояли уже совсем по-другому, сочинительством в основном занимался клавишник Сет Джастмен. Как Centerfold, так и последовавший за ней хит Freeze Frame были далеки от их обжигающих ранних лет, и группа стала уже напоминать поп-музыкантов новой волны. Но это продолжалось недолго: Вулф ушел в следующем году из-за творческих разногласий с Джастменом. «Да, вот и вся история, - иронично говорит вокалист. - Следующая глава называлась «Великий Раскол»».
По крайней мере в течение какого-то времени группа наслаждалась успехом, к которому она так долго шла. Давние поклонники Geils, группа The Rolling Stones, взяли их в свой тур Still Life. Летом 82-го они стали первой группой, которая сыграла три аншлаговых шоу подряд в Boston Garden. Было также триумфальное возвращение в Мэдисон Сквер Гарден в Нью-Йорке. «Думаю, мы это заслужили, - говорит Вулф. - После многих трудных лет, когда мы не вылезали из долгов, выступая семь дней в неделю и проводя в дороге целые ночи, это казалось настоящим коллективным праздником. Казалось, нам больше не надо заходить через заднюю дверь. Теперь мы прохаживались по красной ковровой дорожке».

музыка, classic rock

Previous post Next post
Up