Как плохой писатель может навредить хорошему

Sep 11, 2010 11:02

Уже давно в моем, воспаленном от бессонных ночей, кофе и сигарет, мозгу, вызревала идея небольшого исследования на заявленную в названии поста тему. Сегодня она, наконец, получила практическое воплощение. Итак… Чем же бездарный бумагомарака способен навредить приличным, заботящимся о качестве своих произведений авторам?

На первый взгляд, вроде бы, ничем. Ведь мы же, все-таки, находимся в разных «весовых категориях», да и целенаправленно никто такой задачи перед собой не ставит. Ну не будет гипотетический графоман пытаться опорочить имя кого-нибудь из более грамотных и удачливых коллег. Во-первых, силенок и времени у него на то не хватит, во-вторых - если у человека мозги на месте, он такими пакостями страдать не будет, а, напротив, попробует чему-нибудь у этих коллег научиться. Ну а если не на месте, и попытки все же предпринимаются, результат от них, скорее будет прямо противоположный - как это многие называют, «пиар».
Собственно говоря, вред, который авторы низкокачественной литературы могут нанести тем, кто пишет лучше, никогда не бывает намеренным. Он начинается, когда графоманам удается пробиться в печать - а такое в последнее время не то что бы «не редкость», а, прямо скажем, массовое явление. Романы, написанные «на коленке», «для галочки» или «на спор» - сегодня уже не исключение, а, к сожалению, правило.
Далеко не все из них по-настоящему популярны, но читает их великое множество людей. И, разумеется, немалая часть читателей остается разочарованной, а то и разгневанной.
Вот здесь он и таится, подвох-то. Глаза аудитории, перед которыми за годы читательского стажа прошел огромный поток халтуры, «замыливаются» настолько, что люди уже перестают пытаться отделять зерна от плевел и отлавливать в этом мутном потоке жемчужины. Каждую новую книгу они ждут, будучи практически уверенными в том, что она ничем не будет отличаться от сотен опусов, прочитанных ранее…
Нужно ли объяснять, что при таком подходе к предмету иначе и быть не может? Человек, который заранее готовится ко встрече с подвохом, обязательно его себе найдет. Даже если книга будет хорошей, такой читатель все равно найдет к чему придраться. Хотя бы к тому, что в фэнтези-романе присутствуют эльфы, гномы, орки, или все сразу - это, дескать, уже оскомину набило.
Таким образом, писатель, решивший ступить на эту, много кем уже топтаную тропу, рискует столкнуться с заведомо предвзятым отношением к своему творчеству. И никакие «ольвы», «гнаумы» и «оркенсы» тут не спасут - такое тоже было тысячу раз.
А все потому, что легион авторов, чьи имена вряд ли кто-нибудь сейчас вспомнит, писал дрянные книжки про эльфов, гномов и орков на протяжении последних 10-15 лет.
Вот так плохие писатели, пускай и без всякого на то умысла, способны навредить неплохим…

Заметки на полях

Previous post Next post
Up