Хоррор исчерпал себя?

Dec 06, 2013 23:31

Кажется, фильмы ужасов скоро перейдут ту грань, где их существование вообще представляется целесообразным. Кажется, традиционные методы устрашения зрителей, которые и прежде были достаточно жёсткими, постепенно перестают работать. За ужастики, снятые в классической манере ("Топор", "Астрал", "Синистер") зритель хоть и голосует, но мало какие из них способны пробрать до дрожи (меня лично "Астрал" пробрал, но есть множество людей, для которых это всё равно, что комедия). Однако всё чаще в фильмах ужасов демонстрируются такие вещи, которые раньше даже помыслить было невозможно (в серьёзном кино, а не в экспло-ужасах, предназначенных для дешёвых кинотеатров). В тех современных фильмах, которые по-настоящему потрясают и шокируют, этот эффект достигается, в основном, за счёт натуралистичной демонстрации запредельного насилия, которое просто не может не шокировать. По сути, нам уже стали показывать натуральную бойню, замаскированную под кино. Сдирание кожи. Расчленёнка и запредельные истязания. Это не какие-нибудь direct to video, это то, что идёт в кинотеатрах. Всё чаще и чаще испытывается на прочность последний, наверное, барьер - издевательства над детьми, надругательство над самой идеей новой жизни. В одном фильме маленький ребёнок выпадает из окна и разбивается насмерть. В другом младенца забивают насмерть. В третьем младенца насилуют. В четвёртом нерождённого ребёнка вырезают из живота матери. Складывается впечатление, что режиссёры просто соревнуются между собой - кто сможет создать нечто более отвратительное и бьющее по мозгам.
Кстати, подобную соревновательную логику можно увидеть в творчестве, например, двух известных российских режиссёров - Михалкова и Германа. Складывается стойкое ощущение, что после того, как Михалков в 90-е опередил Германа, выпустив "разоблачительный фильм" о Сталине "Утомлённые солнцем", Герман, посмотрев его, решил ответить на жёсткую сцену избиения в машине генерала Котова, так сказать, "перещеголять" её по части жести и унижения человеческого достоинства, ну и... кто смотрел фильм "Хрусталёв, машину!", тот знает, о чём я говорю. Так и сейчас, кажется, происходит - несколько десятков ребят соревнуются в стремлении снять "самый мерзкий фильм", снять что-то такое, от чего сносит башню даже у таких хардкорных фэнов, как я. Помнится, много лет назад я и сам действовал по такому принципу - захотел перещеголять Владимира Сорокина по части "скандальности". Отрыгнулось это лишь спустя 10 лет, после того, как мои ранние рассказы были включены в библиографию на Фантлабе. К тому моменту я забил на свои юношеские амбиции и переключился на создание куда как более удобоваримых текстов.

Да только вот - того эффекта, который, по идее должны производить фильмы ужасов, какими мы помним их по 80-м и 90-м, всё это уже не производит. Да, когда видишь всё это, волосы встают дыбом, глаза лезут на лоб, хочется отвернуться от экрана или выключить фильм. Но это не то же самое, что самая брутальная из серий "Пятницы, 13" или "Улицы Вязов". Да даже "Бомж с дробовиком", пожалуй, меркнет на фоне творчества некоторых европейских режиссёров. Это не совсем хоррор, а что-то иное. Что-то больное. В каком, скажите, обществе, нужно показывать такие вещи, чтобы напугать людей? Это всё ещё общество людей? Или в него уже проникли игвы? Нечто подобное можно испытать, читая, например, дневники шизофреника Лобанова. Вот только стоит ли возводить все эти вещи в ранг искусства, стоит ли восхищаться ими? Лично я не могу дать однозначного ответа на этот вопрос. Но мне всё чаще начинает казаться, что некоторые фильмы нужно не запрещать, а попросту не снимать.

кино, хоррор, ужасы, horror

Previous post Next post
Up