Многие молодые писатели в наше время радостно потирают руки в предвкушении тех времён, когда технологии позволят генерировать текст литературного произведения, всего лишь задав его основные параметры: жанр, количество персонажей, их имена и отношения друг с другом, среду, в которой происходит действие, и ещё совсем немного подробностей. Причина такого оптимизма понятна - и когда я сам был помоложе, ещё вот, лет десять назад, мне тоже мечталось о волшебной программе, при помощи которой я смогу писать свои книги. Всё просто: существуй такая программа, писателям не пришлось бы тратить время на, собственно, написание книг. А это - может быть, кто-то не догадывался - хоть и самая приятная, но и самая тягомотная, так сказать, часть литературного процесса. Далеко не всегда у тебя есть на это время, и даже когда есть, не факт, что ты в это время находишься в надлежащем настроении. Некоторые произведения могут растянуться на годы - как, например, это произошло у меня с "Петроградским потрошителем" (все предыдущие романы писались в течение нескольких месяцев, быстрее всего -
"Пастырь мертвецов", за три). В общем, на протяжении занятий литературой не раз и не два ловишь себя на мысли о том, что лучше бы всё это делал за тебя кто-то другой - например, компьютер. Думаю, это - а не только деньги - является одной из причин того, что состоявшиеся авторы нанимают вместо себя печально известных "литературных негров".
Хотя и деньги, конечно, имеют значение. При той же скорости три месяца на книгу ты можешь написать не больше четырёх книг в год. Соответственно, и гонораров получишь не больше, чем за четыре книги положено. А хочется-то больше! Ну и - если ты не мегазвезда литературного небосклона, то и на эти четыре гонорара будешь жить впроголодь - так что работать всё равно надо. А когда много работаешь - некогда писать книги. В общем, по кругу всё понеслось. Так что да - очень не помешала бы чудесная программа, которая будет писать по десять романов в год, а денежки за эти романы будешь получать ты.
К настоящему моменту, стоит сказать, технологии уже достигли той ступени развития, когда искусственный интеллект может сгенерировать если не весь текст художественного произведения, то по крайней мере общую канву сюжета, да небольшие фрагменты различных описаний. Даже если пользоваться такими вещами, всё равно большую часть книги придётся додумывать самому. В мире кино, впрочем, дело обстоит слегка получше. Там уже есть софт, позволяющий писать очень большие диалоговые куски (суть именно в этом - генерировать текст, состоящий из одних диалогов, намного проще), которые потом можно самую малость отредактировать и получить внятное, связное произведение. Правда, если судить по качеству большинства американских и российских фильмов за последние десять лет, люди, которые используют эти программы, почему-то предпочитают не редактировать то, что те им выдают...
Но вроде бы, осталось совсем немного до того момента, когда компьютеры действительно научатся писать книги, а от автора будет требоваться только задавать основные параметры (понятное дело, что в получившийся текст надо будет вносить правки, но создание этого текста будет ведь занимать считанные минуты)? Озолотимся, да?
На самом деле - нет. Наоборот, полностью разоримся и перестанем быть нужны миру. Вообще потеряем возможность как самовыражаться в литературе, так и зарабатывать на этом. Почему? Ну подумайте логически.
Очень скоро после того, как появится программа, способная создавать не просто стены текста, а полноценные, осмысленные и интересные произведения, она станет доступна не только авторам, а вообще всем. Что случится после этого? Правильно. Люди начнут с её помощью создавать эти произведения сами, вовсе не нуждаясь ни в каких посредниках между собой и программой. Человек знает, какого рода книжку он хочет почитать - и сам вбивает в программу все нужные параметры, ждёт несколько минут и наслаждается романом. Не нужно больше ходить по магазинам, изучать аннотации, тратить время и деньги. Так непременно поступит подавляющее большинство читателей. А как же писатели? А что писатели... на плаву в такой ситуации останутся разве что самые маститые авторы, чья фан-база формировалась десятилетиями - ну и авторы нехудожественной литературы. Новым авторам худлита любого жанра в таких условиях завоевать читательское внимание будет практически невозможно.
Вот такие у меня мысли по этому поводу. Или, может быть, кто-то не согласится? Что думаете?