Можно ли издать книгу за взятку?

Mar 04, 2019 19:00



Скинули мне вчера ссылку на статью, рассказывающую о проделках одного из авторов серии "Русский хоррор", в которой летом прошлого года вышел мой роман "Пастырь мертвецов". История эта, в общем-то, тянется уже год и зимой-весной 2018-го она много обсуждалась на Фантлабе. Суть в следующем: писатель Андрей Ангелов переходит моральные границы в продвижении своего творчества в интернете, бросая в итоге тень и на репутацию издательства. Главный вопрос "повестки дня" таков: Ангелов утверждает, что его роман "Театр мистера Фэйса", которым открывалась серия "Русский хоррор", а также некоторые другие произведения, были утверждены к изданию бывшим (теперь уже бывшим) редактором фантастики "Эксмо" Игорем Минаковым, благодаря... взяткам со стороны Ангелова. То есть, это не просто была ситуация, когда автор издаётся за свой счёт - а ситуация, где автор "подмазал" редактора, чтобы тот вообще дал его книгам ход (если, конечно, такая ситуация вообще была). При этом сам автор ещё и получает за изданные книги гонорары. Вопрос, зачем всё это делается, мне не очень понятен - какой смысл платить кому-то большие деньги (я полагаю, взятка московскому редактору - это не пять и не десять тысяч, ну, по крайней мере, не в рублях), чтобы спустя долгое время получить назад меньшие деньги? Но - так пишет сам автор. Прочие подробности можно узнать ЗДЕСЬ.

Собственно говоря, до самого Ангелова мне особого дела нет. Однако, в связи с тем, что данная тема прямо сейчас получает существенное развитие в литературных и окололитературных кругах, предвижу, что некоторые читатели могут подумать, будто и я выпустил свою книгу таким же образом. И, упреждая подобные вопросы, расскажу о том, как это было на самом деле.

Перво-наперво отмечу: я начал заниматься литературой исключительно с целью зарабатывать деньги. Выпуск книги за собственный счёт для меня не то чтобы абсолютно неприемлем, но возможен, опять-таки, лишь как коммерческая схема. То есть: я заказываю какой-либо организации тираж своей книги, получаю его на руки и каким-либо образом реализовываю, получая прибыль. Тешить своё самолюбие и заказывать крошечный тираж ради того, чтобы "числиться писателем" на Википедии и всевозможных союзах, я не стану никогда.

Второй момент: издаваясь в таких микроскопических масштабах, как сейчас - по одной книге раз в 1-2 года - я не сказать, чтобы и зарабатываю этим особо. Да что греха таить - с одной книги в год и не проживёшь. Всё главным образом упирается в то, что и писать-то в последние лет семь-восемь особо и некогда, т. к. практически всё время уходит как раз на ту работу, с которой живёшь, да на всевозможные семейные дела. Так что отдавать условному редактору-взяточнику, допустим, 50 000 рублей (полагаю, меньшие суммы там не котируются), чтобы через несколько месяцев (много месяцев, поскольку продажи зависят от сезона, популярности жанра, известности автора и многих разных других факторов) получить, в лучшем случае, в целом на десять тысяч больше - удовольствие, мягко говоря, сомнительное. Это 10 лет назад я мог с выплаченного единовременно гонорара сыграть свадьбу, купить синтезатор и без проблем жить пару месяцев. Сегодня так не пошикуешь - единовременно не платят, всё растягивается на месяцы выплат процентов с продаж.

Таким образом, мне, как человеку, заинтересованному в первую очередь в финансовой стороне вопроса, было бы совершенно невыгодно платить за публикацию своей книги. "Пастыря" издали вполне "классическим" методом - я (в очередной раз) отправил книгу в издательство, и на этот раз её, наконец-то, приняли.

Роман "Пастырь мертвецов" был мною написан примерно девять лет назад. Тогда он назывался по-другому - "Некромант из провинции". И тогда же, в 2010-м году, он уже побывал в руках Игоря Минакова. И дело даже шло к изданию. В том, что этого издания не состоялось, виноват только один человек - я сам. Как это получилось? Дело в том, что тогда же я отправил Игорю ещё три своих романа из фэнтезийного цикла "Хроники Схарны". Два из них были ранее выпущены в серии "Магия фэнтези" издательства "Альфа-Книга". В "Альфе" хотели, чтобы третьим томом я и закончил серию. Я этого не хотел. Поэтому, после нескольких тщетных попыток убедить руководство "Альфы" изменить решение, принялся искать нового издателя. Собственно, для такого рода литературы на тот момент вариантов особых не было - либо "Альфа", либо "Эксмо". Я поменял названия первых двух книг, слегка их подредактировал, и отправил Минакову, указав в сопроводительном письме, что они уже издавались. И вот, когда через три месяца он отказал в их публикации именно под тем предлогом, что они издавались - я, что называется, психанул. И отозвал из редакции "Некроманта", к которому Минаков, напротив, благоволил. Дурак, что тут ещё можно сказать. Я - а не Минаков))).

Так что, единственное, что меня смущает в нынешней истории - это сама серия "Русский хоррор". Дело в том, что как раз хоррора-то в ней и нет. Это я вам говорю как автор одной из книг этой серии. Да, мой роман - о борьбе с живыми мертвецами, и в нём есть несколько довольно "мясных" сцен - но всё-таки, это - фэнтези. Тёмное, разумеется, но - фэнтези. В этой книге я ставил перед собой задачу развлечь читателя и подтолкнуть его к тому, чтобы задуматься о некоторых серьёзных вещах - но не напугать. Что особенно парадоксально - в начале прошлого года я отправлял "Пастыря" в "Эксмо" вместе с другим романом "Сувениры Тьмы". Вот ТАМ у меня как раз и есть чистый хоррор, это писалось, чтобы сделать что-то вроде русского варианта "Книг крови" Клайва Баркера (тоже очень давно писалось, первая редакция была сделана ещё в середине 2008-го, и её - в формате ещё сборника рассказов, а не романа в новеллах - тоже видел Минаков, тогда он отказал под предлогом, что издательство не выпускает сборники рассказов). Но почему-то для публикации в хоррор-серии был выбран "Пастырь". Так что, пользуясь случаем, хочу ещё раз сказать всем, кто прочтёт эти строки - если вас отпугивает слово "хоррор" в названии серии, можете больше не бояться. "Пастырь мертвецов" - городское фэнтези, стоящее ближе к вселенным Нила Геймана, Сергея Лукьяненко и Вадима Панова, нежели к мирам Клайва Баркера, Рэмси Кэмпбелла и Эдварда Ли. Хотя, конечно, Баркер, всё же, оказал на мою манеру определённое влияние.

мистика, хоррор, скандалы, Лаборатория Фантастики, русский хоррор, фэнтези, магия, fantlab, русское фэнтези, зомби, живые мертвецы, литература, Москва, некромантия, русская фантастика, тёмное фэнтези, книги, Россия, книжный рынок, фантастика, Краснодар, Санкт-Петербург, ужасы, dark fantasy, Фантлаб, Ростов-на-Дону

Previous post Next post
Up