![](http://pics.livejournal.com/soulo666/pic/000370z0/s320x240)
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», - сказал однажды известный исторический деятель, имя которого не хотелось бы упоминать на страницах Dark City. Что ж, для нас качественный кинематограф тоже довольно много значит. Но музыка, все же, - больше. Однако никогда не следует забывать о том, что наши любимые артисты сначала научились читать, а уж потом освоили музыкальные инструменты.
А следствием этого стало перенесение идей и образов, почерпнутых из прочитанных книг, в песни и альбомы знаменитых рокеров. Кстати, вы знали о том, что сам термин “heavy-metal” впервые был сформулирован не кем-то из музыкантов, а литератором? Американский писатель Уильям Сьюард Берроуз использовал это выражение в романе «Голый завтрак» (Naked Lunch, 1959) для определения редкой и непривычной музыки.
Литературным жанром, оказавшим наиболее сильное влияние на современную нам рок-сцену, безусловно является фэнтези. Огромное количество готических и металлических групп используют в своем творчестве мотивы, характерные, в первую очередь, для романов, построенных по схеме «меч+магия».
Деятельность легендарного «голоса металла» Ронни Джеймса Дио всегда находилась под влиянием фэнтези и родственных литературных жанров - и в то время, когда он пел в Rainbow и Black Sabbath, и когда выступал под собственным именем. А первая его группа даже называлась Elf.
Пальму первенства по степени воздействия на умы рок-музыкантов прочно удерживает давно почивший Профессор - Джон Рональд Руэл Толкиен. Многие имена и названия из его трилогии «Властелин Колец» являются сегодня известными всему миру музыкальными брендами. Tongorodrim, Sauron, Burzum, Galadriel, Morgul, Minas Morgul, Kirith Ungol... Всех, честно сказать, и не упомнишь. А еще большее количество групп так или иначе соприкасается с творчеством Профессора в лирике.
Российская команда Archontes с самого начала придерживалась нетипичного для отечественной рок-сцены стиля melodic fantasy metal. Сюжеты песен созданы под влиянием произведений Толкиена, Желязны, Терри Брукса и других мастеров жанра, однако явных упоминаний героев и событий этих книг там нет. Музыка Archontes - это, скорее, настроение и атмосфера фантастических произведений, а также внутренние переживания персонажей.
Немцы Blind Guardian - явные последователи Толкиена. Наиболее ярко их увлечение идеями этого писателя проявилось на концептуальном альбоме 1998 года “Nightfall In Middle Earth”, полностью построенном на сюжетных перипетиях «Властелина Колец» и еще одной книги Профессора - эпосе «Сильмариллион» (действие которого также разворачивается в мире Средиземья).
Произведения Толкиена оказали благоприятное влияние на лирику Роберта Планта. Прослеживается такое влияние и на альбоме Pink Floyd “Piper At The Gates Of Dawn” (1967 год), хотя название пластинки и взято у другого автора.
У канадской группы Rush дыхание Профессора ощущается на втором и третьем альбомах: “Careless Of The Night” и “Fly By The Night”. На “Careless Of The Night”присутствует продолжительная композиция “The Necromancer”, лирика которой основывается на «Властелине Колец». В первой ее части поется про хоббитов, которые идут в Мордор, во второй - про Саурона, а в третьей - про Арагорна. Название композиции “Rivendell” c альбома “Fly By The Night” говорит само за себя: она повествует о безмятежной жизни эльфов в Ривенделле.
Одними из самых больших поклонников Толкиена среди музыкантов являются австрийцы Silenius и Protector (вместе - дуэт Summoning). Одни их композиции напоминают величественные гимны, под звуки которых не только армии Света и Тьмы идут к победе, но даже мирный хоббит берется за оружие. Другие песни заставляют, забыв о реальности, зачарованно наблюдать за картинами, нарисованными фантазией музыкантов. Не лишним будет упомянуть, что значительная часть песен Summoning исполнена на мордорском языке, который австрийцы частично переняли у Толкиена, а частично - додумали сами.
В отличие от большинства рокеров-поклонников Профессора, Summoning ведут слушателя в темные области Средиземья, прославляя назгулов, орков и самого Темного Властелина. Так же поступал и наш старый друг из Норвегии - Варг Викернес. Известное всем без исключения фанатам блэка словечко Burzum переводится все с того же мордорского как «темный». А сценический псевдоним Варга - Граф Гришнак - не что иное, как имя оркского военачальника из «Властелина Колец» (правда, толкиеновский Гришнак графского титула не имел). Стоит упомянуть и о том, что фронтменом не менее известных Dimmu Borgir является человек (?) по имени Шаграт - это имя тоже позаимствовано из знаменитой трилогии.
Еще одним писателем, чье влияние на рок-музыку бесконечно велико, является автор «романов ужасов» Говард Филипс Лавкрафт. Metallica (“That Is Not Dead Which Eternal Cry”), Black Sabbath (“Behind The Wall Of Sleep”), Ингви Мальмстин и многие другие опирались в своем творчестве на его идеи. К тому же, именно Лавкрафт придумал Абдуллу Аль-Хазреда - «безумного араба», который написал «Некрономикон». А уж этой книге спела дифирамбы не одна «металлическая» группа. Немцы Helloween даже пели песни на стихи самого Лавкрафта.
Существуют две испанские группы Ktulhu (Ктулху - имя одного из самых ужасных монстров в произведениях Лавкрафта) - одна играет «хэви-метал», другая - хардкор. Есть также группа, одноимённая с самим писателем.
Дэни Филтс - лицо, голос и ум группы Cradle Of Filth - философ, знаток и любитель классической литературы. Он с легкостью может беседовать о Шекспире, Ницше, Эдгаре По, Роберте Грейвсе, Джоне Китсе или Джонатане Эдвардсе. Да и не только беседовать, но и цитировать их целыми абзацами, и использовать их идеи в своих стихах. Cradle Of Filth не поют литании Сатане, их стихи - это, скорее, готические поэмы.
У CoF есть альбом “Midian”, лирика которого была навеяна «темной фэнтези» известного писателя, сценариста и режиссера Клайва Баркера (кстати, сам Баркер, постановщик «Восставшего из Ада», знаком с творчеством Cradle и любит его). Многие лирические элементы Cradle Of Filth вызваны к жизни рассказами все того же Говарда Филипса Лавкрафта.
Кое-что перепало и писателям, работающим в жанре science fiction, то бишь, научной фантастики. Например, композиция “To Time A Land” с альбома “Piece Of Mind” (1983) группы Iron Maiden, посвящена фантастической книге Фрэнка Херберта «Дюна». В песне отражены все основные моменты жизни главного героя романа - Пола Атридеса. Он был рожден на планете Каладан, а затем по воле судьбы переместился на Песчаную планету Дюна. Пол был Квисац Хадерахом - человеком, способным видеть прошлое и будущее, он был Мессией Дюны.
Музыка данной песни написана с некоторым восточным оттенком, что очень подходит для описания Песчаной планеты. Сразу представляешь себе величественные барханы под палящим солнцем.
Эта песня перекликается с творением Blind Guardian “Traveller In Time”, также посвященной "Дюне". Но если в книге упор делался на способность Пола Атридеса путешествовать во времени, то немецкие рокеры размышляют о проблемах власти над людьми.
Тенденция к слиянию литературы и рок-музыки постепенно проникает и в наши широты. Так, например, московский коллектив «Ва-БанкЪ», бывший некогда флагманом российского хардкора, записал в конце прошлого века совместный с писателем Виктором Пелевиным диск «Нижняя тундра». Специально для этого проекта Пелевин написал эксклюзивный одноименный рассказ, основываясь на сюжетных линиях которого, Александр Ф. Скляр сотоварищи сочинили несколько песен.
Известнейший русскоязычный автор фэнтези - Ник Перумов - постепенно становится «русским Толкиеном» не только как литератор, но и в плане влияния на музыкальную среду. Есть ведь уже black-группа Rakoth (Ракотом зовут одного из главных героев созданной Перумовым фэнтезийной вселенной).
Еще только ждут своего часа, чтобы быть запечатленными в гитарных риффах, произведения Веры Камши, Вероники Ивановой, Генри Лайона Олди и других фантастов постсоветского пространства. Главное - чтобы никто из музыкантов не налабал в похмельном бреду рок-оперу по мотивам опусов Дарьи Донцовой или Александры Марининой. Dark City, № 43'2008