Музыкальных проектов, концепция которых базируется на эротизме и сексуальности, существует довольно много. Возникать они начали еще в конце 70-х годов прошлого века. Но большая их часть, несмотря на относительную известность в определенных кругах, обойдена вниманием высокотиражных СМИ, а стало быть, и вниманием массового слушателя тоже.
В мире шоу-бизнеса «официального», чтобы увидеть который, не обязательно подключаться к Интернету, таких артистов намного меньше. И долгое время практически единолично на троне королевы эстрадного секса восседала Луиза Чикконе, более известная как Мадонна. Нынешний год стал для нее в какой-то степени юбилейным - двадцать лет назад певица выпустила альбом Erotica, ставший самым скандальным не только в ее собственной дискографии, но, пожалуй, во всей популярной музыке той эпохи. А также - поворотным моментом, оказавшим, как мы можем сегодня наблюдать, неизгладимое влияние на дальнейшее развитие этой музыки…
А ведь и не верится уже, если честно! Подумать только - были времена, когда респектабельная бизнес-вумен, каббалистка и детская сказочница считалась первейшей развратницей планеты Земля, и всякий раз, когда по ТВ транслировали какой-нибудь новый ее видеоклип, в душе возникало томительное предчувствие - сейчас что-то будет… сейчас эта белокурая бестия нам покажет… в обоих смыслах этого слова.
Не так уж и давно это было - всего каких-то двадцать лет назад. Самые скандальные и эпатажные выходки Мадонны пришлись на конец восьмидесятых и начало девяностых - ту самую пору, когда изголодавшаяся по «этому» Россия жадно впитывала потоки эротической продукции со всех концов света - начиная с восточных трактатов по искусству любви и заканчивая кинематографическими изысканиями на ту же тему, но - более практического толка и уже немецкого производства.
Королевой этой «империи чувств» была она - Луиза Чикконе. Ее образ нещадно эксплуатировался в видеоклипах доморощенных эстрадных див и даже в рекламных роликах. А повелитель российского книжного рынка той эпохи, Виктор Доценко, всякий раз, как вводил в повествование очередную девицу легкого поведения, не забывал прибавить, что «чем-то она была похожа на американскую певицу Мадонну».
Впрочем, песня-то, на самом деле, не о ней, не о Луизе. А о том, как инструменты, которыми пользовалась Мадонна, выстраивая свою карьеру - эротика и секс - эволюционировали в рамках шоу-бизнеса за прошедшие с тех пор два десятилетия.
Итак, бросив даже самый поверхностный взгляд на глянцевые страницы, телевизионный экран или окошки интернет-порталов, мы поймем, что Луиза Чикконе была для своего времени настоящей новаторшей. Она нарушала запреты, эпатировала, провоцировала. И деятельность ее была столь заметной и яркой в первую очередь потому, что ей было что нарушать. Ни Джанет Джексон, ни Пола Абдул, ни кто-либо еще из популярных певиц, чей взлет пришелся на те же годы, не позволяли себе дойти до того же предела откровенности, что и Мадонна.
В новейшие же времена этот предел, во-первых, уже давно перейден, а во-вторых - он стал своего рода стандартом. Сегодня полуобнаженная солистка и подтанцовка, выступающая топлесс - это уже не исключение, а незыблемое правило. Королевы современных хит-парадов не преподносят шокирующих сюрпризов - практически все, что они поют и показывают, еще в 2000 году могло бы вызвать нешуточный ажиотаж. То, что в прежние времена было средством обретения скандальной известности, сегодня является для звезд поп-музыки непременным условием выживания. Эффектное тело, показанное в дебютном видеоклипе начинающей певицы, стало своеобразной «страховкой», гарантирующей, что незамеченным не останется и следующий клип.
Тенденцию к постепенному уменьшению количества одежды и увеличению градуса страсти заложила на этот раз Бритни Спирс. Начинавшая свою карьеру девочкой-чирлидером, на каждом углу громогласно заявлявшей о своей девственности, она уже через два года после выхода дебютного альбома начала заигрывать с запретными ранее темами. Например - в достаточно откровенном и вызывающем клипе на песню “I’m a Slave 4 U”.
Правда, на тот момент жизненное кредо Бритни воплощалось, все же, в песне “I’m Not a Girl, Not Yet a Woman” - уже не девочка, но еще и не женщина. Но спустя еще два года певица, что называется, расшнуровалась и окончательно пустилась во все тяжкие. Весь мир с отвисшей челюстью смотрел видеоклип “Toxic”, который по накалу страстей смело мог соперничать с упомянутой немного выше продукцией небольших немецких киностудий.
Надо сказать, все это ничуть не убавило Бритни популярности, а вовсе даже наоборот. Внимательно пронаблюдав за ее успехами, той же тропкой прошла и главная конкурентка Спирс по целевой нише - Кристина Агилера.
«Так, ну а я чем хуже?!», - топнула ногой представительница более старшего поколения, Дженнифер Лопес. Ранее эта певица, хоть она и являлась всегда одним из международных секс-символов, не была замечена в воспевании фривольного поведения и чрезмерном выпячивании своих прелестей. Ее видео были волнующими - но не подчеркнуто эротичными. А в начале двухтысячных Женю тоже «понесло». И это продолжается по сей день - на одном из недавних совместных выступлений с Питбулем Ло отожгла так, что даже в деревне Гадюкино бабки попадали с лавочек. А посмотрите на нее в клипе Will.i.am “The Hardest Ever”! Раньше Дженни, как и все прочие знаменитости, заказывала свои костюмы у топовых кутюрье. Теперь же она, похоже, отправляется за ними в ближайший секс-шоп…
Именно на этих «трех китах» - Бритни Спирс, Кристине Агилере и Дженнифер Лопес - зиждется та самая «империя секса», которую мы имеем удовольствие ежедневно наблюдать вокруг себя. Но если самих этих певиц мы еще помним одетыми и целомудренными, то «звездочки» нового поколения сразу или почти сразу начинают там, куда не забиралась даже Мадонна в свои самые отвязные годы. Некоторые из них действовали по ставшей уже классической схеме «хорошая девочка становится плохой». Эти слова были увековечены в названии альбома Рианны ‘Good Girl Gone Bad’, после которого юную певицу узнал и полюбил весь мир. Увидел же он Рианну уже полуголой. С зонтиком - но без штанов. На смену вечерним платьям пришли все те же чулки и корсеты, выйдя в которых не на сцену, а на улицу, можно заработать совсем другую репутацию…
Но шаблонные схемы - на то и шаблонные, чтобы время от времени с грохотом их разрушать. Что с успехом и сделала Леди Гага, которая никогда не прикидывалась невинным ангелочком, а с ходу засветилась перед публикой и камерами во всех позах и с минимумом одежды. Это обстоятельство помогло Гаге стать певицей номер один в мире гораздо быстрее, чем если бы она выступала в роскошном платье до пят или элегантной пиджачной паре. Впрочем, роскошное платье она однажды надела-таки. Но было то платье из ломтей сырого мяса (привет Владимиру Сорокину!) - тоже эпатаж, только иного рода.
Все это - визуальная сторона вопроса. Ну а о чем поют эти сладкие девочки? Да все о том же! Секс и страсть, а также любовь, которая вот-вот перейдет в горизонтальную фазу - вот основные темы популярных песен, что прямо сейчас звучат по радио и ТВ.
Еще в 1991 шоком и откровением для общественности была безобидная песенка “Let’s Talk About Sex” от ритм-н-блюзового трио Salt’n’Pepa. То был всего лишь облеченный в танцевальную форму социальный текст об угрозе СПИДа и необходимости контрацепции, но… в названии песни содержалось слово «секс»! Уже одного этого хватило, чтобы она получила ярлык «скандальной» (справедливости ради, стоит отметить, что песен с похожей судьбой в те годы существовало несколько).
В заглавиях сегодняшних хитов это слово появляется не столь уж часто, но вот сами тексты песен не оставляют никаких сомнений в отношении своего смысла. «Итак, я срываю с себя одежду, делаю прыжок и скольжу сквозь толпу, - поет Николь Шерзингер в песне “Wet”. - Я жду мужчину с феном, который меня освежит. Если ты коснешься меня там, будь осторожен - ведь ты можешь разжечь огонь». «Давай немножечко взмокримся, - рефреном звучит в припеве. - Мне нравится, как ты со мной обходишься». И, стоит отметить, это - еще не самые «зажигательные» строки песни.
Не отстает Келли Роуленд - ее мы, кстати, помним в гораздо более целомудренном и романтичном образе, нежели в клипе “Down to Whatever”, где звучат следующие строчки: «Когда дело касается тебя, я готова заниматься любовью на полу». Кстати, само название этой песни - неслабый удар ниже пояса. Фразу “I’m down to whatever” можно трактовать как «я готова на все», но ее реальный подтекст гораздо жестче и сексуальнее…
«Вскрой мое тело и займись хирургией, - томно вещает юная красавица Dev в “Dancing in the Dark”. - Мне нужно сексуально возбудиться, чтобы начать». Что же касается нарядов, которые присутствуют на всех трех певицах в упомянутых видео… думается, в 90-е такие клипы могли бы идти на российском ТВ только в ночном эфире. Сегодня же они составляют процентов восемьдесят от всей ежедневной ротации.
Обратившись же к творчеству популярных артистов мужского пола, мы столь же быстро заметим, что у них дело обстоит ровно точно так же. Нет, сами певцы, конечно, особо не обнажаются, предоставляя эту прерогативу кордебалету и актерам массовки. Но такого количества симпатичных женских тел, облаченных в предельно откровенные наряды, вы не найдете в клипах у самих женщин - даже у Леди Гаги. Оно и понятно, в принципе - в клипе молодой певицы такие вещи будут сильно отвлекать внимание от нее самой, поэтому в девичьих видео прелести танцовщиц, как правило, не подчеркиваются. Ну а «крутой мачо», амплуа которого примеряет на себя каждый второй мужчина из мира шоу-бизнеса, просто по статусу обязан быть окружен толпами полуголых красавиц. В прошлом году по этой части особенно отличились Питбуль, Энрике Иглесиас и Снуп Дог. В текстах джентльмены не отстают от дам. «Я просто хочу, чтобы ты вспотела», - недвусмысленно намекает Снуп, а Энрике - тот и вовсе «во первых строках своего письма» ставит гипотетическую собеседницу перед фактом: «Я знаю, что ты меня хочешь». Забавно - на этом фоне наиболее невинным выглядит творчество Адама Ламберта - певца, не скрывающего своей нетрадиционной ориентации.
Итак, все то, что некогда считалось шокирующим и провокационным, сегодня является уже стандартной практикой, а порицанию подвергается разве что в радикальных религиозных общинах. Тонны соблазнительных ножек, попок, грудок, кожаных трусиков и кружевных лифчиков ежедневно обрушиваются на потребителя поп-продукции с телеэкранов. Бесчисленные жаркие шепоты летят в его уши на радиоволнах. «Музыкального секса» становится все больше, и формы он приобретает все более откровенные. Например - в клипе бельгийского рэп-проекта L’AB2C можно видеть на подпевках самую настоящую порнозвезду - француженку Карлу Нову. Да, примеры того, как актрисы из кино для взрослых пытались начать певческую карьеру, имелись и раньше - но, пожалуй, впервые порно сумело проникнуть в каждый дом, в каждый уголок окружающего пространства - замаскировавшись под развеселую танцевальную песенку. Впору предположить, что логическим продолжением происходящего станет появление реалити-шоу «Секс со звездами», в котором селебрити будут сожительствовать с людьми из народа, сумевшими пройти кастинг…
А что же Мадонна? Может показаться парадоксальным, но быть королевой эпатажа ей, похоже, наскучило. В последний раз американская поп-дива отчебучивала нечто подобное почти десять лет назад - на альбоме и в клипе “American Life”, но там содержалась провокация совершенно иного рода. Будто в противовес себе же прежней, Мадонна ныне пропагандирует не секс и стяжательство, а любовь, милосердие и семейные ценности. Искренне ли она это делает? А это и неважно, по большому счету. Шоу-бизнес есть шоу-бизнес, и нужное влияние на него Мадонна уже оказала. Так пускай же теперь попробует повернуть все в обратном направлении. В конце концов, если все вокруг будут разгуливать голышом - жизнь станет невыносимо скучной.
Статья опубликована в журнале Vincent (Сочи, май 2012)