Данная тема ещё более рискована в плане агрессивного поведения оппонентов. Т-34- это, как известно, "наше всё". И тут ожидать негодования придётся не только со стороны "рук Крем-бля", но и с украинской стороны, потому как официальной родиной этого танка в СССР несомненно считается ХПЗ( Харьковсий паравозный завод). Поэтому, начну со стандартного жизнеописания. По мере обнаружения "загадочных" несовпадений буду останавливаться для более подробного изучения.
"Вначале был Кристи". На этой фразе, рассмотрение "отечественной"истории Т-34 можно было бы и закончить, но это было бы слишком просто. Поэтому, позволю себе пройтись ещё чуть-чуть дальше.
И вот, что получается.
Вполне доступная для всех уровней умственного развития генеалогическая виселица, справедливо заканчивающаяся "мертворожденным" Т-34М. Если б не было войны, этот танк мог закончить наследственную линию Кристи, перейдя к немецкому этапу в развити советского танкостроения. Но война, как известно случилась. Поэтому, наследнику Кристи не просто удалось протянуть дополнительные пять лет войны, но и перебраться в 21-ый век в виде Т-72/Т-90.
Однако, не буду забегать вперёд. Можно было ещё попытаться впарить в эту живопись Т-46 и 5( Кошкину припмсываются работы и над этой машиной), но это был несомненно лёгкий танк, никоим образом не повлиявший на историю советского танкостроения. Поэтому, продолжаю "базовый вариант" генеалогии.
Как видим, незначительный отход от линии Кристи датируется 1937 годом. Именно тогда появляется первое упоминание о техзадании на танк А-20. В качестве причин появления этого задания, конечно же указывается испанская авантюра советского и германского руководств. Можно сказать, что Испанская война была первой попыткой в Европе дележа государства между двумя "социалистическими" режимами. Для СССР эта попытка несомненно закончилась неудачей, из которой следовало делать оргвыводы. Решили, что Кристи нужно поправить. Как результат: появляется цельный наклонный лобовой лист( "цельный" с учётом дыры мехвода-это громко сказанно) и наклон бортовых листов корпуса. Башня тоже претерпела некоторые геометрические изменения, связанные с тем же наклоном бортов. Но, ни вооружение, ни бронирование, ни колёсно-гусеничный двигатель сильно не изменились. В техзадании вес будущего танка указан совершенно чётко: 14,5 тонн. То есть поменяли один лёгкий колёсно-гусеничный танк на другой. Потом,то есть тут же, решили сделать ещё один танк( не конкурент А-20, а параллельный) с гусеничным движетелем 76-мм пушкой и весом до 26 тонн! Другими словами, создать грузовой автомобиль на базе легкового. Странно всё это выглядит, но чего ещё можно ожидать от молодого советского правительства, кроме самодурства? Сказанно-сделано. И вот, уже в 1938 году берётся окончательный курс не только на чисто-гусеничный , но и на более тяжёлый по классу танк. Про техзадание на 14 тонн советская власть забывает окончательно. И вместо того, чтобы принять на вооружение два новых танка, принимается один гусеничный и сохраняется другой, вроде бы не удовлетворяющий РККА и правительство,но вполне устраивающий промышленность БТ-7М. Его, правда пытаются накрутить до уровня Т-34( дизель, броня), но этот танк остаётся стопроцентным Кристи. Но, если танки серии БТ были хороши, может стоило и Т-34 создавать на их основе, а не на основе отвергнутого А-20. Настолько ли далеко ушёл А-20 от линии танков Кристи, чтобы заявлять о его "отечественности"?
Самая знаменитая фотография, и она же единственная, на которой запечатлён весь ряд прототипов Т-34 и БТ-7 должна была закрепить в неокрепших советских умах мысль об "окончательном отходе от копирования иностранных образцов бронетехники и переходе к отечественным конструкциям".
Если посмотреть на эту историю с другого конца, со стороны серии БТ:
-и в самом деле можно подумать, будто бы в СССР смогли придумать нечто новое. От себя добавлю, что наклонное бронирование до этого момента широко применялось в бронировании автомобилей, потому как позволяло компенсировать малую толщину бронирования. Применение этого принципа в советских танках указывает на желание советской власти компенсировать низкое качество бронирования своих танков за счёт геометрии установки броневых листов и довести бронирование Т-34 до уровня полноценного среднего. Так же это указывает, в гораздо большей степени, на моторную слабость советских танков, но об этом в другой раз.
И тут, в разговор вмешался Свирин и сообщил удивительную деталь. Оказывается, когда Т-34 прибыл в США, его там сравнили с неким, ранее не упоминавшимся в советской бронетанковой истории, американским образцом танка -Т4. Как известно, "тот самый" танк Кристи в армии США носил обозначение Т-3. Получается, что в США существовала более поздняя, если судить по обозначению, конструкция танка, стоявшего гораздо ближе к Т-34, чем танк Кристи М1929/М1931/Т3! Конечно же, фото приведённое в книге Свирина имеет очень маленький размер, чёрно-белое, в высшей степени низкого качества. Поэтому заменю его на более чёткий снимок с тем, чтобы познакомиться с деталями поближе.
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/usa/medium_m1.htm Идентичность решений, осуществлённых в США, при проектировании среднего танка Канингхэм М1/комбат кара Т4, и советского А-20, могла бы создать ощущение о единственно возможном техническом решении, к которому пришли в США и СССР. Но, разница в датах( 1931-1932 года для США и 1937 для СССР) наталкивает скорее на мысль о советском "заимствовании" или же откровенном плагиате. Вставляем нового претендента в картинку семейства Кристи/А, и получаем законченный результат:
Таким образом, у советских псевдоисториков возникают огромные проблемы с обоснованиями тезиса о "создания отечественной школы танкостроения в СССР в 1937 году". Лозунг "Драли, дерём и драть будем", так и остался у руля советского танкостроения. Глядя на "семейство" танков БТ/А можно даже предположить, что буква "А" в обозначении этих танков могла означать..."американский"( танки серии Кристи/ "БТ" в документации тоже проходили под обозначением "А")! Так же, как Т-26 первоначально обозначался, как В-26("Виккерс-26"), Т-35- ТГ-5("танк Гротте"-5) и т.д
Как все понимают, одним внешним сходством с американскими образцами история создания Т-34 не заканчивается. Есть ещё и технические готовые решения плавно перетекшие с танков созданных западными конструкторами на Т-34 и не только это. Но об этом в следующий раз.
Алгри.