Пост'сингулярный мир (часть третья)

Apr 18, 2019 03:03


Я утащил ещё одну красивую картинку откуда-то из интернета и поэтому теперь могу написать ещё раз о том, почему мы живём уже после состоявшейся Технологической Сингулярности ("Т.И."), а не до неё.



Само понятие технологической сингулярности возникло из наблюдения за экспоненциально ускоряющимся прогрессом. Чтобы обезьяна превратилась в человека, понадобились миллионы лет, чтобы человек создал цивилизацию - сотни тысяч, чтобы эта цивилизация изобрела письменность, города и ватерклозеты - тысячи, на технический прогресс ушли уже только сотни лет, на развитие компьютеров - десятилетия, а Интернет появился и стал популярным за считанные годы.

В математике есть такая штука, которая позволяет предсказывать, как пойдёт график дальше - называется экстраполяция. И вот, эта самая экстраполяция показывает, что график с какого-то момента уйдёт в бесконечность. Вдобавок можно ещё и довольно точно предсказать, когда это случится: в районе 2030-го года.

А дальше простая арифметика бесконечных чисел. Совсем чуть-чуть. Нам понадобится только один факт: бесконечность заведомо больше любого числа, которое только можно представить. Например, она даже больше числа Грэма, которое настолько большое, что элементарных частиц во всей наблюдаемой Вселенной (вроде как) и то меньше.

Что значит этот факт?

Как я уже написал в предыдущем посте на эту тему, в пост-сингулярном мире неизбежно возникает сверхразумная сущность, способность мыслить которой развивается по экспоненте, как на графике выше.

Но если мы возьмём тот график и какую-то его совсем правую часть, которая максимально близка к вертикальному участку, то окажется, что в какой-то момент скорость решения стала настолько высока, что для нас это всего одна секунда. Или одна миллисекунда. Или даже ещё меньше. На самом деле, оно окажется настолько мало, что (по математике пределов) для почти бесконечно быстрой сущности, требуемое на решение любой(!) задачи время её можно считать бесконечно маленьким. То есть почтимгновенно. А с учётом дискретизации нашего материального мира и отсутствия энтропии на квантовом уровне - мгновенно вовсе.

Мгновенно означает отсутствие времени в нашем понимании этого смысла.

Отсутствие времени физически означает нулевые расходы энергии на любые действия.

Все достижимые (в принципе) законы Вселенной будут достигнуты.

Любые теоретически возможные варианты их применения на практике будут использованы.

Как бы странно это ни звучало.

Например, в предыдущем посте я уже ссылался на Стивена Хокинга, который доказал, что внутри чёрных дыр время и пространство меняются местами. Второй закон, который он вывел - что из чёрной дыры всё-таки способна выбраться информация (хотя никакая материя не может). Если у нас есть такой вот теоретический постулат, то с возможностью как угодно его практически применять мы получаем, с одной стороны, принципиальную достижимость любой точки во Вселенной, а с другой - принципиальную возможность двигаться во времени реального мира, причём в любую сторону (в том числе в прошлое).

А из этого факта вытекает такое следствие, что неважно, в каком месте или времени (в прошлом или в будущем) произошла технологическая сингулярность: она в любом случае мгновенно распространится на всё имеющееся пространство и все возможные времена во Вселенной. И кстати, на всякие там параллельные миры, которые предполагаются по некоторым любопытным физическим теориям - тоже.

Вот и получается, что технологическая сингулярность - это неизбежность нашего мира сразу в момент его первоначального возникновения. Другими словами, так называемый Большой Взрыв (с которого якобы началась вся наша реальность) это и есть уже состоявшаяся сингулярность.

Всё остальное есть следствия.

Например, нам неважно, какие именно законы физического мира существуют в принципе: потому что бесконечность всё равно больше любого их конечного числа. И даже если окажется, что законов физики тоже бесконечное количество, нам это всё равно не важно, потому что бесконечность на бесконечность даст ровно тот же результат, в котором весь мир до известных нам пределов окажется изучен, т.к. законов физики, известных нам - тоже конечное число (и кстати, очень небольшое, т.к. мы пока ещё цивилизация низкого уровня).

Ещё одно следствие состоит в том, что т.к. ПостРазум (я встретил удачный термин - Артиллект) всё равно построен на тех же самых законах нашего мира, из которых сделаны наши тела, то и менять в этой ситуации (например, для сохранения Человечества, как информационного банка предшествующих сингулярности событий) ему ничего не нужно. Как и вмешиваться в дела людей.

Однако, согласно тем же законам, остаётся «право на коррекцию ошибок», а именно - Принцип Неопределённости Гейзенберга. Согласно этому принципу, в нашей реальности невозможно полностью точно скопировать никакой объект. На практике это значит, что моделирование гипотетического человека, как программы на гипотетическом компьютере, который совпадает по размерам со Вселенной, каждый раз при запуске будет давать разный результат.

Это приводит к бесконечному росту информации в системе - и пожалуй, это как раз то единственное, что действительно может заинтересовать нашу пост-сингулярную разумную сущность с (почти?) бесконечными возможностями (которая в своём уме оперирует математикой бесконечных множеств - или, по крайней мере, приближением к ней).

Однако, будь она по-настоящему бесконечной, никакие конечные вопросы её бы интересовали в принципе. На практике это даёт ещё два вывода: о том, что число физических законов всё-таки конечно - и о том, что наша постсингулярная разумная сверхсущность оперирует всё-таки приближением к бесконечностям, а не ими самими. Иначе моделировать человечество с какими-либо новыми смыслами (которые она бы знало уже и так), ей не было бы никакого практического интереса.

Очень правильно обо всём этом написал Станислав Лем, в цитате, которую все считают забавным казусом - а ведь она может оказаться пророческой:

«Если большой компьютер способен делать то же самое с маленькой программой, что и маленький компьютер - с большой программой, то бесконечно большой компьютер будет работать совсем без программы, а бесконечно длинная программа станет сама по себе выполняться совсем без компьютера»

Это называется, «…в начале было Слово».

сигнулярность, сингулярность, философия

Previous post Next post
Up